113 фз о присяжных заседателях

Содержание

Федеральный закон от 20.08.2004 № 113-ФЗ

113 фз о присяжных заседателях

(В редакции Федерального закона от 23 июня 2016 года № 209-ФЗ.)

1.

Председатели верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, автономной области, автономного округа не позднее чем за три месяца до истечения срока полномочий кандидатов в присяжные заседатели, ранее включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, вносят в высший исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации представления о необходимом для работы соответствующих судов числе кандидатов в присяжные заседатели.

2.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона устанавливает порядок и сроки составления списков и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований и уведомляет исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований о числе граждан, подлежащих включению в указанные списки от соответствующих муниципальных образований. При составлении списков кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования число включенных в них граждан не должно превышать 10 процентов установленного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации числа граждан, подлежащих включению в указанные списки. Составленные списки представляются в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

3.

При недостаточной для формирования списков кандидатов в присяжные заседатели численности населения в муниципальных образованиях, на территории которых распространяется юрисдикция районного суда, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению председателя верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, автономной области или автономного округа вправе своим распоряжением образовывать округа из нескольких муниципальных образований.

4.

Кандидаты в присяжные заседатели муниципального образования определяются путем случайной выборки с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» на основе содержащихся в ее информационном ресурсе персональных данных об избирателях, участниках референдума. При этом из числа отобранных граждан исключаются лица, которые не могут быть присяжными заседателями в соответствии с частью 2 статьи 3 настоящего Федерального закона.

5.

О составлении списка и запасного списка кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования исполнительно-распорядительный орган муниципального образования извещает граждан, проживающих на территории муниципального образования, а также уведомляет граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, в течение двух недель предоставляет гражданам возможность ознакомиться с ними и рассматривает поступающие от граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, письменные заявления об исключении их из этих списков и исправлении неточных сведений о кандидатах в присяжные заседатели, содержащихся в этих списках.

6. Уточненные списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований подписываются главами муниципальных образований, скрепляются печатями и направляются в районные суды, юрисдикция которых распространяется на территории соответствующих муниципальных образований, а также в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

7.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основании поступивших от исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований списков и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, а в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, – списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели округов.

8. В запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, запасной список кандидатов в присяжные заседатели округа и запасной список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации включаются только граждане, постоянно проживающие в населенном пункте по месту постоянного нахождения соответствующего суда.

9. Общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, а также списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели округов подписываются руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и скрепляются печатью.

10. Список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования публикуются в средствах массовой информации муниципального образования и содержат только фамилии, имена и отчества кандидатов в присяжные заседатели.

11. Граждане имеют право обращаться в исполнительно-распорядительный орган соответствующего муниципального образования с письменными заявлениями о необоснованном включении их в указанные списки, об исключении их из этих списков или исправлении неточных сведений о кандидатах в присяжные заседатели, содержащихся в этих списках.

12. Исполнительно-распорядительный орган муниципального образования в пятидневный срок рассматривает поступившие в соответствии с частью 11 настоящей статьи письменные заявления и принимает по ним решения, которые могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

13. Изменения и дополнения, внесенные исполнительно-распорядительным органом муниципального образования в список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, публикуются в средствах массовой информации муниципального образования.

На основании внесенных в указанные списки изменений и дополнений высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вносит соответствующие изменения и дополнения в списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели округов, общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации.

14.

Исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований и высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны ежегодно (или по представлению председателя суда в более короткие сроки) проверять и при необходимости изменять и дополнять в соответствии с положениями настоящей статьи списки кандидатов в присяжные заседатели, исключая из них граждан, утративших право быть присяжными заседателями, и включая в них тех, кто был отобран дополнительно.

15. Финансовое обеспечение переданных исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований государственных полномочий по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели осуществляется из средств федерального бюджета в порядке и размерах, определяемых Правительством Российской Федерации.

Источник: https://www.audar-info.ru/na/editArticle/index/type_id/1/doc_id/2431/release_id/47756/

Закон о присяжных заседателях с последними изменениями

113 фз о присяжных заседателях
Бесплатная консультация юриста по телефону:

Присяжные заседатели — группа из нескольких человек, которые участвуют при рассмотрении судебного дела.

Суд присяжных — простая судебная система. Люди, которые состоят в подобных группах, юридически не подкованы.

Они не заинтересованы в деле, поэтому их окончательное решение зависит от того, насколько убедительными будут стороны.

Тем не менее, правовые отношения лиц, принявших присягу регулируется Федеральным законом «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».

Общие положения ФЗ 113

Федеральный закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» был принят Государственной Думой 31 июля 2004 года, а одобрен спустя 8 дней того же года. Последние изменения были внесены 1 июля 2017 года.

Краткое содержание ФЗ 148:

  • Описывает способы рассмотрения дел уголовного характера с присяжными;
  • Перечисляет условия, которые предъявляются гражданам, принявшим присягу;
  • Перечисляет обязанности составления кандидатов, которые планируют участвовать в судебном деле;
  • Сроки исполнения обязанностей гражданина в лице заседателя, принявшего присягу.

Судебные дела уголовного характера рассматриваются заседателями, принявшими присягу. Рассмотрение проводится в Верховном Суде РФ или других судах. Присяжные заседатели не принимают участие в военных судах, которые были проведены за пределами РФ.

Читайте актуальные изменения ФЗ о судебной системе 2018 года тут:

Какие были внесены изменения?

Как уже говорилось выше, в Федеральный закон были внесены изменения 1 июля 2017 года. В частности изменилась статья 7.

Ст 7

В статье 7 был изменен пункт 1. В нем говорится о том, что граждане, которые были включены в список запасных присяжных, могут быть оттуда исключены.

Основанием для исключения могут послужить обстоятельства, которые препятствуют ему исполнять свои непосредственные обязанности в виде присяжного, как:

  • Отсутствие знания языка, на котором рассматривается судебное дело с присяжными;
  • Плохое состояние здоровья, которое подтверждается медицинскими справками;
  • Возраст (старше 65 лет);
  • Военнослужащий;
  • Гражданин, который был уволен из федеральной службы безопасности или другой охранной организации.

Ниже рассмотрены основные статьи Федерального закона

Ст 3

В статье 3 описываются условия, которые должны быть выполнены лицами, принявшими присягу для рассмотрения дела.

Присяжными заседателями не могут быть лица:

  • Младше 25 лет;
  • С судимостью;
  • Признанные недееспособными или ограниченные в дееспособности по решению суда;
  • Употребляющие наркотические или психоневрологические средства.

Ст 5

В статье 5 описываются сроки составления списков с новыми присяжными. Исполнительный орган гос. власти контролирует порядок и сроки составления списков в них.

Ст 7

В статье 7 описываются ситуации, в которых присяжные не могут участвовать в судебном заседании. Это касается тех, которые были исключены из списка кандидатов. Исключением занимается орган муниципального образования или исполнительный орган государственной власти РФ.

Основания для исключения:

  • Ситуации, которые описываются в статье 3 ФЗ;
  • Гражданин собственноручно составил заявление с описанием обстоятельств, которые препятствуют ему в выполнении обязанностей присяжного.

Ст 8

В статье 8 описывается процесс направления документа в суд, в котором содержатся списки кандидатов в присяжные. За месяц до того как истекают полномочия должностных лиц, исполнительным органом государственной власти списки должны быть направлены в суд. Если в них были внесены изменения, то соответствующий документ направляется в судебную инстанцию. Срок отправки — одна неделя.

Если при рассмотрении списков было выявлено, что часть кандидатов не может рассматривать судебные дела по конкретным обстоятельствам, органу государственной власти предоставляется дополнительное время на то, чтобы были внесены изменения или дополнения в соответствующие списки кандидатов.

Ст 10

В статье 10 описывается временной период, в течение которого присяжный заседатель может исполнять свои обязанности. Граждане, которые являются присяжными, должны ежегодно в течение 10 рабочих дней рассматривать судебные дела.

Если речь идет об уголовном деле, которое за указанный временной промежуток не было завершено, то такие граждане обязаны рассматривать это дело до его завершения.

Граждане, которые находятся в резервных списках кандидатов заседателей, принявших присягу, могут участвовать на других судебных заседаниях.

Ст 11

В статье 11 описываются виды финансирования подобных граждан. В период выполнения своих обязанностей суд выплачивает присяжному денежную компенсацию. Сумма денежной компенсации — 1/2 часть заработной платы судьи за этот день. Денежное вознаграждение не может быть меньше заработной платы присяжного в виде его основной работы в конкретном суде.

Суд за счет средств федерального бюджета, дополнительно выплачивает лицу, принявшему присягу, командировочные траты или транспортные расходы до суда и обратно. Во время рассмотрения судебного дела уволить человека, принявшего присягу или перевести его на другую работу по просьбе работодателя, недопустимо.

Ст 12

В статье 12 описывается, что заседатель, принявший присягу, имеет аналогичные гарантии с судьей. Гарантии неприкосновенности и независимости устанавливаются Конституцией РФ и другими законами. Лица, которые мешают выполнять обязанности присяжного заседателя, несут ответственность (административную и уголовную) на основе законодательства РФ.

Скачать закон о присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ

Федеральный закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» регулирует правовые отношения, которые возникают у присяжных заседателей в период выполнения своих обязанностей.

Граждане могут рассматривать как административные, так и уголовные дела, получая за это денежную компенсацию. Рассмотрение дел с участием присяжных осуществляется только на территории Российской Федерации.

Чтобы скачать закон в последней редакции с внесенными изменениями, следует нажать на ссылку.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Источник: https://lawlinks.ru/zakon-o-prisyazhnyx-zasedatelyax/

Если пригласили в присяжные заседатели, как отказаться? Законодательные причины отказа

113 фз о присяжных заседателях

Бывает такое, что нежданно-негаданно гражданин получает письмо, повестку или телеграмму о том, что он обязан явиться в суд в качестве судебного заседателя. Некоторые воспринимают это как гражданский долг и безоговорочно исполняют возложенные на них обязанности. Другие же в силу различных причин не хотят или не могут участвовать в судебном процессе.

Кто это?

Итак, для начала необходимо узнать кто же такие судебные присяжные заседатели? Под этим термином понимаются судьи (но не профессиональные), которые включены в списки присяжных заседателей и привлечены к участию в судебном рассмотрении уголовных дел в установленном законом порядке.

Важно знать, что с участием присяжных могут рассматриваться только дела уголовные и только по тем преступлениям, которые относятся к категориям тяжких и особо тяжких. Сам же суд присяжных может быть назначен исключительно по инициативе самого обвиняемого.

При исследовании уголовных дел профессиональными судьями решаются вопросы, требующие специальных юридических познаний и квалификации.

Непрофессиональные судьи (отбор присяжных заседателей происходит случайным образом из числа обычных граждан) выносят вердикт о виновности или отсутствии вины подсудимого в рассматриваемом деянии.

При этом свои решения присяжные принимают исходя из субъективной оценки происходящего и независимо от позиции и мнения квалифицированных судей.

Суд присяжных окончательный вердикт не выносит. То есть они не могут определить срок наказания, квалификацию содеянного и прочие юридически значимые моменты. Указанные полномочия возлагаются только на квалифицированный судейский состав.

Немного истории

История суда присяжных в России уходит своими корнями еще в 1767 год. Именно в этом году было принято решение об учреждении указанного суда. Окончательно вопрос об организации указанного института был принят только в 1864 году. Во многом этому способствовала проводимая тогда судебная реформа.

Когда к власти в стране пришли большевики, суд присяжных был немедленно упразднен. И его существование прекратилось в 1917 году. И только спустя большое количество десятилетий данный институт был возрожден и доработан.

Именно тогда было установлено, что суд присяжных будет состоять из двенадцати присяжных заседателей (плюс два запасных на случай болезни или иной непредвиденной ситуации, возникшей у присяжного из основного состава).

Выбор присяжных заседателей

Получить повестку об участии в суде в качестве присяжного заседателя могут далеко не все. Кандидаты выбираются случайным образом из заранее подготовленных списков.

Данные списки формируются один раз в четыре года. Их составлением занимаются местные исполнительные органы власти.

При этом всегда составляются два списка: общий и запасной (на случай невозможности участия гражданина из основного списка).

Председатель соответствующего областного судебного органа ежегодно информирует администрацию о том, какое количество присяжных заседателей может понадобиться для нормального функционирования и осуществления правосудия. На основании предоставленных сведений органы исполнительной власти подбирают необходимое количество претендентов.

Требования к кандидатам

В соответствии с Федеральным законом № 113 от 20 августа 2004 года «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» кандидатом на указанную должность становятся граждане РФ:

  • Постоянно проживающие на территории страны.
  • Достигшие 25-летнего возраста.
  • Не состоящие на учете в наркологических и психиатрических диспансерах.
  • Являющиеся полностью дееспособными.
  • Не являющиеся на момент составления списков подозреваемыми и обвиняемыми.

Обязанности

Лица, привлеченные к судебному слушанию по уголовному делу, наделяются следующими полномочиями и обязанностями:

  • Изучение всех обстоятельств совершенного преступления, исследование вещественных доказательств (в том числе прослушивание аудио- и видеозаписей, осмотр предметов и орудий преступления).
  • Присутствие при проведении следственных мероприятий, необходимость в которых может возникнуть в ходе разбирательства в суде.
  • Оглашение вопросов по существу уголовного дела (через председательствующего).
  • Ведение записей, которые впоследствии понадобятся для принятия решения в совещательной комнате.
  • Требование разъяснений норм действующего законодательства, оглашаемых в суде документов (также не напрямую, а через председательствующего).

Полномочия

Главной функцией (основным полномочием) присяжных заседателей является установление виновности либо невиновности лица в инкриминируемом ему преступлении.

Решение (на юридическом языке – вердикт) выносится указанными участниками судебного процесса в совещательной комнате, по итогам исследования материалов уголовного дела, изучения всех вещественных доказательств, заслушивания потерпевших, свидетелей защиты и обвинения, защитников самого обвиняемого, а также мнения государственного обвинителя.

Важно знать, что присяжные заседатели судов общей юрисдикции не наделены правом принимать решение о виде и размере самого наказания. Они отвечают только на вопрос, виновен подсудимый или нет.

Вообще вопросы для присяжных формулируются таким образом, чтобы на них можно было дать однозначный положительный или отрицательный ответ. В процессе судебного разбирательства они отвечают на следующие вопросы:

  1. Было ли само преступление?
  2. Совершил ли его подсудимый?
  3. Виновен ли он?

Особые полномочия

Почему же многие подсудимые ходатайствуют о рассмотрении уголовных дел через суд присяжных? Окончательный вердикт, по мнению большинства из них, в данном случае будет мягче, так как присяжные наделены полномочиями по снисхождению.

Согласно уголовно-процессуальному законодательству подсудимый имеет право на снисхождение в связи с наличием смягчающих обстоятельств. Решение о снисхождении принимает председательствующий судья с учетом мнения присяжных заседателей.

Так как указанные участники судебного процесса не являются профессиональными судьями и во многих случаях не обладают специальными юридическими познаниями, решение о снисхождении чаще всего принимается ими исходя из субъективной оценки и отношения к личности подсудимого. По этой причине большинство обвиняемых рассчитывают на гуманность указанных непрофессионалов и надеются на смягчение приговора.

Что нельзя делать?

Присяжные заседатели – это полноправные участники уголовного судопроизводства. В связи с этим на них распространяется ряд строгих ограничений, к которым относятся запреты:

  • покидать зал судебного заседания в процессе судебного слушания;
  • на сбор информации по существу уголовного дела вне зала суда;
  • на выражение субъективного мнения по делу вне стен совещательной комнаты (то есть присяжный заседатель не имеет права высказывать свое личное мнение по обстоятельствам дела в процессе судебного следствия);
  • на нарушение тайны совещания и ания (то есть присяжный не должен разглашать информацию о том, кто и каким образом из заседателей проал и кто какое мнение по делу высказывал).

Вознаграждение

Итак, получат ли за свою работу какие-либо денежные средства присяжные заседатели? Зарплата выдается за исполнение функций заседателя или нет? Ответ на эти вопросы однозначный и регламентированный законом.

За исполнение своих обязанностей получают вознаграждение присяжные заседатели. Зарплата выплачивается за счет средств регионального бюджета.

Величина указанного вознаграждения рассчитывается исходя из половины должностного оклада судьи.

При этом вознаграждение не может быть меньше средней зарплаты гражданина по месту его официальной работы (пропорционально времени, затраченному на слушание).

Помимо этого, присяжным компенсируются транспортные расходы, связанные с судебным разбирательством, а также возвращаются командировочные затраты (в соответствии с законодательством, регламентирующим аналогичные положения для судей).

Также законом предусмотрено, что в период нахождения гражданина в судебном разбирательстве в качестве присяжного на основном месте работы его не могут уволить (по инициативе руководителя) либо перевести на нижестоящую или менее оплачиваемую должность. За присяжным сохраняются абсолютно все льготы и гарантии по его основному месту работы.

Гарантии

Так как присяжные рассматривают уголовные дела, относящиеся к категориям тяжких и особо тяжких, на них и членов их семей может оказываться моральное или физическое давление.

Являясь полноценными участниками судебного разбирательства, заседатели попадают под защиту государства. Они становятся неприкосновенными, а правоохранительные органы обязаны охранять жизнь и здоровье самого присяжного, членов его семьи и сохранность его имущества.

По заявлению указанных лиц о давлении или угрозах, связанных с рассмотрением конкретного уголовного дела, государственные органы незамедлительно берут присяжного заседателя под свою защиту на весь период судебного следствия.

Также на законодательном уровне запрещается вмешиваться в деятельность присяжных при отправлении ими правосудия.

На присяжных во время исполнения возложенных функций распространяются конституционные положения, которые применяются к судьям. Так, к примеру, им гарантируется неприкосновенность и независимость.

Можно ли отказаться?

Несмотря на то что исполнение вышеуказанных функций является гражданской обязанностью гражданина, закон о присяжных заседателях предусматривает возможность отказа.

После того как человек получил соответствующее уведомление о явке в суд, ему необходимо в течение четырнадцати дней обратиться с письменным заявлением к председателю суда. В заявлении нужно указать конкретные причины, по которым лицо не может принимать участие в судебных заседаниях.

Итак, если гражданина все же выбрали в присяжные заседатели. Как отказаться? Существует ряд фиксированных ситуаций, при которых можно избежать подобной участи.

Отказ от участия в суде присяжных может быть принят в следующих законодательно установленных случаях:

  1. У гражданина имеется неснятая или непогашенная судимость.
  2. Лицо в судебном порядке признано недееспособным.
  3. Гражданин числится на учете в наркологическом или психиатрическом лечебном учреждении (диспансере).
  4. Не знает языка, на котором ведется судебное разбирательство.
  5. Возраст – 65 лет и старше.
  6. Наличие заболевания или иного физического недуга (обязательно подтвержденного документально), которое мешает участию в процессе.
  7. Гражданин работает судьей, прокурором, следователем, дознавателем, нотариусом, адвокатом, сотрудником службы судебных приставов, таможенных органов, органов уголовно-исполнительной системы, а также лицом, осуществляющим частную детективную деятельность.
  8. Лицо является военнослужащим или священнослужителем.

Во всех вышеуказанных случаях закон о присяжных заседателях позволяет отказаться от исполнения соответствующих обязанностей присяжного.

Кроме того, председателем суда или председательствующим судьей могут быть освобождены от исполнения обязанностей присяжных заседателей по их устному или письменному заявлению следующие граждане:

  • лица старше шестидесяти лет;
  • женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет.

Вас выбрали в присяжные заседатели? Как отказаться (по каким основаниям) можно еще?

  • По религиозным убеждениям.
  • Если отлучение лица от его основных рабочих обязанностей может нанести существенный вред общественным и государственным интересам (врачи, пилоты авиалиний и прочие).

Не хочу, не буду

Что делать, если все же выбрали в присяжные заседатели? Как отказаться, если законных оснований на то не имеется?

Практика показывает, что в суд достаточно представить медицинскую справку, свидетельствующую о физической невозможности участия в разбирательстве (получить подобную справку легко у любого участкового врача, назвав некоторые симптомы, к примеру головные боли, боли в сердце, общее плохое самочувствие). В суде достоверность указанной справки проверить будет достаточно сложно (да и вряд ли кто-то будет этим заниматься).

Также можно сослаться на свои религиозные убеждения и мировоззрение, по которым гражданин не может принимать участие в решении судьбы другого человека.

Важно, что гражданин становится присяжным заседателем только после того, как приносит соответствующую клятву в зале суда. С указанного момента он занимает эту должность официально и в случае неявки в судебный процесс может быть подвергнут административному наказанию в виде штрафа, размер которого составляет 25 минимальных размеров оплаты труда.

Однако до того момента, пока лицо не произнесло указанную клятву, оно является просто кандидатом на данную должность. А для кандидатов законодательство никакой ответственности не предусматривает.

Таким образом, если гражданина все же выбрали в присяжные заседатели, как отказаться – вопрос довольно несложный и имеющий решение как на законадательном уровне, так и на практическом.

Итог

Суд присяжных – это своеобразная форма судебного разбирательства, при которой в принятии решения о вине подсудимого принимают участие не только квалифицированные судьи, но и обычные граждане.

Указанный институт несет в себе все принципы демократии, согласно которым, простые граждане страны получают право официально и законно высказывать свое мнение по существу уголовного дела.

Несмотря на то что быть присяжным заседателем – это гражданский долг гражданина, он имеет полное право отказаться от исполнения возложенных на него функций. Итак, если выбрали присяжным заседателем, как отказаться, вы уже знаете.

Круг оснований, по которым лицо освобождается от должности заседателя, законодательно закреплен и достаточно обширен. Однако если гражданин не принес соответствующую клятву и является всего лишь кандидатом на указанную должность, никакую ответственность за неявку в суд он нести не будет.

Для некоторых исполнение вышеназванных обязанностей будет интересной и почетной миссией, которая к тому же принесет приятное денежное вознаграждение. Поэтому каждый гражданин вправе самостоятельно решать вопрос о том, стоит ли ему исполнять обязанности, возложенные государством, или отказаться от их исполнения.

Источник: https://FB.ru/article/261511/esli-priglasili-v-prisyajnyie-zasedateli-kak-otkazatsya-zakonodatelnyie-prichinyi-otkaza

Как избирают в присяжные и что делать в случае, если вам пришло приглашение участвовать в судебном процессе?

113 фз о присяжных заседателях

Представьте: вы спокойно заходите в свой подъезд после тяжелого трудового дня, вы устали и голодны, но перед тем, как оседлать лифт, который вознесет вас на вершины многоквартирного дома, вам нужно проверить почту. А там среди кучи рекламных брошюр и счетов за квартиру вы вдруг обнаруживаете письмо из суда или администрации города, и вас пронзает смутное чувство тревоги. Так что же там в конверте?

Каким образом избирают в присяжные, или “Почему я?!”

А в конверте повестка, сообщающая о том, что вас выбрали в присяжные, что это ваш гражданский долг и прочая информация. Плотно изучив вопрос, я хочу рассказать вам об участии в суде в качестве присяжного заседателя.

Так как же вышло, что выбрали именно вас? Дело в том, что каждые четыре года суд или администрация города составляет списки кандидатов на роль присяжных заседателей. И, соответственно, если вы получили письмо, то были выбраны в качестве кандидата.

Существует ряд ограничений, которые не допускают к участию в заседании в качестве присяжных лиц:

  • младше 25 лет;
  • имеющих непогашенную или неснятую судимость;
  • недееспособных или ограниченно дееспособных;
  • стоящих на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере;
  • находящихся под следствием;
  • не владеющих языком, на котором ведется процесс;
  • имеющих психологические и физические патологии, мешающие полноценному участию в процессе.

Более подробно правила формирования и подачи списков присяжных изложены в Федеральном законе N113-ФЗ “О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации”.

Какие обязанности накладывает участие в процессе?

Если вы согласитесь, то вас пригласят в суд для формирования коллегии, которое происходит в несколько этапов. Ваше согласие и явка в суд вовсе не означает что вы будете обязательно избраны в коллегию, так как в ходе ее формирования стороны могут заявить отвод присяжного.

Если вы все же прошли отбор, то вам необходимо будет принести присягу. Задача присяжных заключается в ответе на три поставленных судом вопроса:

  1. Доказано ли, что имело место деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый?
  2. Доказано ли, что деяние совершил подсудимый?
  3. Виновен ли подсудимый в совершении этого преступления?

Если подсудимые выносят решение о невиновности, то тогда судья выносит оправдательный приговор; если же коллегия постановляет, что подсудимый виновен, то судья назначает наказание исходя из норм закона и обстоятельств дела.

Следовательно, присяжным вовсе не нужно разбираться в законах, как-либо квалифицировать преступление и выбирать вид наказания. Это задача компетентных правоохранительных и судебных органов.

Присяжные обязаны обсуждать дело только в ходе процесса, и вне его им запрещено искать дополнительную информацию о деле, а также обсуждать его детали.

Более подробно нормы судопроизводства с участием присяжных раскрыты в главе 42 УПК РФ.

Оплачивается ли потраченное время?

Участие оплачивается в размере одной второй части должностного оклада судьи суда, в котором проходит рассмотрение дела, но не менее, чем средний доход участника по основному месту работы. Также оплачивается проезд до места проведения суда.

Присяжный принимает участие в процессе 1 раз в год в течение 10 дней, а если процесс за это время не закончен, то срок участия продлевается до его окончания. Работодатель обязан отпустить сотрудника на время, требуемое для завершения суда, и в ходе исполнения данных обязанностей не вправе уволить или перевести сотрудника на другую должность.

Также участие в судебном процессе учитывается, как трудовой стаж.

Возможно ли отказаться от участия?

Санкции за неявку в суд кандидата в присяжные нет, а до того, как вы не прошли подготовительный этап и не попали в коллегию — вы именно кандидат. Так что многие просто не приходят по повестке в суд.

Можно попытаться вычеркнуть свое имя из списка возможных кандидатов путем подачи заявления в администрацию по следующим причинам:

  1. Вы являетесь госслужащим, военнослужащим, нотариусом, адвокатом, священнослужителем.
  2. Достигли возраста старше 65 лет.
  3. Не можете выполнять обязанности присяжного по состоянию здоровья.

Если эти варианты вам не подходят, то всегда можно заявить самоотвод на этапе формирования коллегии. Председательствующий судья может принять ваш самоотвод по следующим причинам:

  1. Вам больше 60 лет.
  2. У вас есть ребенок младше трех лет.
  3. Ваша работа такова, что пропуск рабочего дня нанесет вред государственным или общественным интересам.
  4. По религиозным убеждениям.
  5. По другим уважительным причинам.

Если же вы попали в коллегию и не явились на слушание дела, то вам будет грозить штраф в размере 2500 рублей.

Подводя итог, можно заключить, что участие в суде присяжных вовсе не является обязательным и от него можно легко отказаться, а в случае острого желания исполнить свой гражданский долг законодателем предусмотрен ряд гарантий выполнения его без негативных последствий. Однозначно сказать, стоит ли участвовать или нет — невозможно, тут решение каждый должен принимать для себя сам.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/situacii/byt-prisyazhnym.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.