Наезд на пешехода понятие

Содержание

Наезд на пешехода – ответственность водителя сбившего пешехода

Наезд на пешехода понятие

В настоящей статье мы расскажем о распространённом виде ДТП – наезде на пешехода, также мы рассмотрим вопросы ответственности водителя, сбившего пешехода на пешеходном переходе, а равно и пешехода, переходящего дорогу в неустановленном месте или движущегося с нарушением ПДД РФ.

Наименее защищенными из всех участников дорожного движения являются пешеходы. Именно поэтому, большая часть от всех пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях приходится на эту категорию лиц. Как правило, ДТП с участием пешеходов характеризуются повышенной степенью тяжести последствий, в виде причинения вреда здоровью лёгкой, средней степени, тяжкого вреда или смерти.

  статьи

Наезд на пешехода, нарушившего ПДД

По принятой терминологии под наездом на пешехода понимается дорожно-транспортное происшествие, при котором транспортное средство в процессе своего движения производит контактное взаимодействие с человеком, находящимся вне его габаритов. При этом в качестве последствий, согласно определения ДТП, погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Правила дорожного движения определяют понятие пешехода – это лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге, либо на пешеходной или вело-пешеходной дорожке и, не производящее на ней работу.

К пешеходам приравниваются:

  • инвалиды, движущиеся в колясках, не оборудованных двигателем;
  • люди, ведущие транспортные средства (велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску);
  • лица, передвигающиеся на роликовых коньках, самокатах, скейтбордах и пр.

Водители транспортных средств должны относиться к перечисленным категориям участников дорожного движения как к пешеходам, так как на них распространяются все требования и обязанности, предусмотренные разделом 4 ПДД РФ.  Не являются пешеходами находящиеся на дороге водители транспортных средств, регулировщики, сотрудники ГИБДД, осуществляющие контроль за дорожным движением, работники аварийных и дорожных служб.

Анализ дорожно-транспортных происшествий – наездов на людей, находящихся на дороге, позволяет выделить наиболее распространённые нарушения, допускаемые пешеходами.  К таковым относятся:

  • движение по проезжей части дороги при наличии тротуара;
  • движение по дороге во встречном направлении потоку транспортных средств;
  • переход дороги в неположенном (неустановленном ПДД РФ) месте, то есть, вне пешеходного перехода либо вне перекрестка;
  • создание помех движению транспорта;
  • выход на дорогу из-за предметов и (или) транспорта, ограничивающих обзор дороги водителям;
  • переход дороги перед близко движущимся транспортом.

Невыполнение предписаний и ограничений, предусмотренных Правилами дорожного движения пешеходами, влечёт за собой ответственность по статье 12.29 часть 1 КоАП РФ.

Наказание, установленное КоАП РФ за невыполнение обязанностей «безлошадными» участниками дорожного движения, с правовой точки зрения незначительное – предупреждение или штраф в размере 500 рублей.

По факту, платой за переход дороги пешеходом в неустановленном месте является здоровье, а часто и жизнь нарушителя.

Следует знать, что юридическая ответственность пеших нарушителей ПДД не сводится к административному наказанию. Если по вине пешехода произошло дорожно-транспортное происшествие, то в соответствии со статьёй 1064 ГК РФ, он несёт гражданско-правовую ответственность за вред, причинённый своими неправомерными действиями.  

Например, при повреждении автомобиля после наезда на нарушителя, привлечённого к административной ответственности по части 1 статьи 12.

29 КоАП РФ, собственник поврежденного транспортного средства, вправе требовать с виновника возмещения затрат на его восстановительный ремонт. Однако такое случается крайне редко.

Часто вред, причиненный здоровью сбитого пешехода, превышает вред, причинённый автомобилисту, ведь металл крепче человека.

Говоря о грубой неосторожности пешеходов отметим, что, если их действия, находятся в причинной связи с дорожно-транспортным происшествием и способствовали возникновению или увеличению вреда, то в таких случаях у суда имеются правовые основания к уменьшению размера взыскиваемой с водителя суммы (статья 1083 ГК РФ).

Судебная практика по делам о наездах на пешеходов относит к грубой неосторожности последних нахождение потерпевшего в состоянии алкогольного, наркотического или медикаментозного опьянения.  

Если пешехода сбили на пешеходном переходе

При условии, когда человек двигался по наземному пешеходному переходу и его сбил автомобиль, вина водителя презюмируется, то есть предполагается по умолчанию.

В соответствии с Правилами, водители транспортных средств обязаны уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу по пешеходному переходу (пункт 14.1 ПД РФ).

Доказать вину пешехода, на которого был совершен наезд на нерегулируемом пешеходном переходе достаточно сложно, но всё-таки возможно.

В соответствии с пунктом 4.5 ПДД РФ:  

на нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.

Для того, чтобы убедиться в безопасности перехода дороги как по пешеходному переходу, так и в иных местах, человек должен оценить видимость дороги, расстояние до движущегося в его направлении автомобиля и его скорость, темп своего движения.

С технической точки зрения, критическая ситуация возникает при выходе пешехода на проезжую часть перед находящимся близко транспортным средством, водитель которого вынужден прибегать к экстренному торможению, для того чтобы избежать наезда.

Если в процессе расследования будет установлено, что именно действия пешехода создали опасность для движения водителю транспортного средства, у которого отсутствовала техническая возможность избежать наезда на пешехода, то действия последнего, являются неправомерными и свидетельствуют о вине.

Вопросы наличия либо отсутствия у водителя транспортного средства технической возможности избежать наезда на пешехода в условиях конкретной дорожной обстановки решаются экспертным путём.

Подробности читайте в статьях:

  • Автотехническая экспертиза ДТП,
  • Трасологическая экспертиза ДТП

Ответственность водителя за сбитого пешехода

Юридическая ответственность водителя транспортного средства за причинение вреда пешеходу, пострадавшему в дорожно-транспортном происшествии, представлена нормами административного, гражданского, уголовного законодательства.

В зависимости от тяжести увечий, причиненных сбитому пешеходу, виновный в нарушении ПДД водитель согласно норм, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, может быть оштрафован либо лишен права управления транспортными средствами на указанный в законе срок.  КоАП РФ предусматривает ответственность за причинение лёгкой (статья 12.24 часть 1) и средней степени тяжести (статья 12.24 часть 2) вреда здоровью.

По статье 12.24 часть 1 КоАП РФ возможно назначение административного штрафа в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет.

По статье 12.24 часть 2 КоАП РФ возможно назначение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

Постановление по делам рассматриваемой категории выносит федеральный судья, в соответствии с определенной законом подсудностью. При назначении наказания учитываются характер и степень причиненного вреда, обстоятельства смягчающие или отягчающие наказание.

К первым относятся – обстоятельства, указанные в статье 4.2 КоАП (раскаяние нарушителя, добровольное возмещение вреда потерпевшему, совершение нарушения несовершеннолетним водителем, женщиной в состоянии беременности или имеющей малолетнего ребенка и пр.

)

Ко вторым относятся – совершение правонарушения в состоянии опьянения, неоднократность совершения правонарушений, предусмотренных главой 12 КоАП.

Если согласно заключения судебно – медицинской экспертизы, сбитому при наезде автомобилем пешеходу причинен тяжкий вред здоровью или смерть, то ответственность водителя наступает по нормам статьи 264 Уголовного кодекса РФ.

Например, при виновном причинении тяжкого вреда здоровью потерпевшего, возбуждается уголовное дело по части 1 статьи 264 К РФ, а если водитель в момент ДТП находился в состоянии алкогольного опьянения, то его действия квалифицируются уже по более тяжкой части 2 статьи 264 УК РФ.

По всем ДТП с тяжкими последствиями поводится предварительная проверка в порядке, установленном УПК РФ. При наличии данных о вине водителя, возбуждается уголовное дело и осуществляется предварительное расследование.

После завершения следствия, материалы уголовного дела направляются в федеральный суд для рассмотрения, по существу.

Обобщая вышеизложенное следует отметить, что для привлечения водителя к административной или уголовной ответственности за причинение вреда здоровью или смерть потерпевшего, необходимо доказать вину причинителя вреда в нарушении требований ПДД РФ, которые повлекли за собой наезд на человека. Иными словами, без вины не бывает наказания.  

Гражданская ответственность за причиненный переходу вред наступает для водителя вне зависимости от его вины.

  Так как любое механическое транспортное средство является источником повышенной опасности, то вред, нанесённый третьим лицам, подлежит возмещению его владельцем вне зависимости от вины (статья 1079 ГК РФ).

Потерпевший, которому причинен вред здоровью, вправе требовать компенсации морального вреда от владельца автомобиля и (или) виновника наезда в порядке, предусмотренном статьями 1099 -1100 ГК РФ.

В заключении отметим, что вопросы, касающиеся установления вины водителя в ДТП с участием пешехода, обжалования постановления о назначении административного наказания, защиты водителя либо представления интересов потерпевшего по уголовному делу, взыскания ущерба и компенсации морального вреда, всегда решаются с учётом обстоятельств конкретного дорожно-транспортного происшествия и требуют индивидуального подхода.

Источник: https://femida-info.ru/konsultatsiya/avtomobilnoe-pravo/84-naezd-na-peshekhoda-otvetstvennost-voditelya-sbivshego-peshekhoda

Наезд на пешехода: 3 вида наказания за нарушение в 2019 году

Наезд на пешехода понятие

Сбить человека — это не только административная или уголовная ответственность, но и психологическая травма как для водителя, так и для пешехода, особенно если это представитель слабой части населения: ребёнок, инвалид, человек преклонного возраста, беременная. В российском законодательстве эта проблема усугубляются частой несправедливостью санкций для обеих сторон.

Общие сведения

В Конституции России установлена презумпция невиновности — она гласит, что обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, пока не будут найдены реальные доказательства его правонарушения.

И эта презумпция применяется и при возникновении дорожно-транспортного происшествия, но на практике виновным автоматически считается управляющий машиной, потому что она — средство высокой угрозы для других участников движения. И водителю приходиться доказывать свою невиновность и нарушения правил пешими участниками движения, а при наличии ущерба автомобилю или своему здоровью — ходатайствовать о компенсации.

Проблематичность судебных споров ещё в том, что пешие люди имеют приоритет на дороге, а водители как источники угрозы несут двойное бремя внимательности и реакции, и даже при пренебрежении правилами пешими гражданами сидящий за рулём должен предотвратить аварию или всеми силами избежать её.

Наказание за наезд зависит от последствий и уровня нанесенного вреда.

Их три:

Тяжкая степень устанавливается только в ходе экспертизы по специальному методу. А лёгкая и средняя различаются по периоду, в течение которого пострадавший провёл на больничном. Если человек был нетрудоспособным меньше 21 дня, то увечья считаются лёгкими, если больше — то средними.

https://www.youtube.com/watch?v=ayXIEvKrJE0

Длительность больничного определяет лечащий врач.

Санкции коррелируют с разными факторами происшествия.

Так, за наезд вне пешеходного перехода управляющему ТС грозят:

  • гражданской;
  • административной;
  • и уголовной ответственностью.

Меры наказания по ГК России являются самыми простыми — нужно возместить причинённый урон. Подразумевается материальный урон — имуществу пешехода, расходы на реабилитацию, так и моральный — ущерб, нанесённый личности пострадавшего.

Особенностью гражданско-правового регулирования этой ситуации является то, что к гражданской ответственности может быть привлечён и пешеход — если имуществу и здоровью водителя причинён вред и доказана вина пешего.

В судебной практике встречаются оба вида привлечения к гражданской ответственности, но второй — реже.

В российской судебном практике водителю приходиться компенсировать пешеходу расходы и ущерб, даже если виноват именно пешеход — переходил дорогу, нарушая ПДД, но считается, что водитель как источник опасности всё равно должен был предотвратить наезд.

Под административными санкциями понимаются меры наказания, предусмотренные Кодексом России об административных правонарушениях. В КоАП есть специальная статья 12.24 — о наезде на пешехода. За такое деяние водитель наказывается следующими образом:

  • лишение права на вождение на год-полтора или взыскание неустойки в пределах 2 500 — 5 000 рублей; назначается за увечья, на лечение которых ушло не больше 21 дня;
  • лишение права на вождение на 2 года или взыскание неустойки в пределах 10 000 — 20 000 рублей; назначается за увечья средней тяжести. Потеря трудоспособности до 4 месяцев относится к увечьям средней тяжести, если они не опасны для жизни гражданина.

А за вред тяжёлой степени предусмотрена уголовная ответственность. Согласно Уголовному кодексу России водитель наказывается по нарастающей:

  • ограничением свободы передвижения — до 3 лет;
  • задержанием — до 6 месяцев;
  • привлечением к полезному труду — до 2 лет;
  • заключением в тюрьме — до 3 лет.

Если произошёл наезд на человека на пешеходном переходе, то сидевшего за рулём лишат прав — точный срок определяется в зависимости от тяжести нанесённых увечий и ущерба, но не больше 3 лет.

Согласно Правилам, переходить дорогу можно на светофоре, пешеходном переходе, на перекрёстке, через подземный и наземный переход, а также позволяется пересечение дороги при достаточной отдалённости движущегося транспорта и по минимальной траектории.

Если наезд произойдёт вне мест для пересечения дороги, то у водителя велики шансы доказать виновность пешего участника движения и вообще избежать любой меры ответственности.

Если же пешеход был нетрезвый или под действием наркотических либо психотропных веществ, так что не мог адекватно оценивать происходящее, то он становится правонарушителем, если создаёт опасное положение на дороге — для прочих передвигающихся лиц. Тогда нетрезвый получит санкцию, даже если переходил дорогу в положенном месте, но и водитель не останется без своей меры наказания.

Если вреда не было

Если машина задела человека, но ни пешеход, ни водитель не пострадали, то может быть применена лишь ответственность по ГК России — компенсация ущерба имуществу и морального урона. А если стороны сумеют договориться, не прибегая к услугам правоохранительных органов, то никакие санкции вообще не будут действовать.

Чем грозит наезд со смертельным исходом?

Если машина задела человека на тротуаре, на прогулочной зоне, во дворе и т. д., и человек не выжил, то водителя неизбежно лишают права вождения — срок определяется органами власти.

Прежде за оставление места происшествия к имеющемуся наказанию пробавлялась санкция по УК России, но она была отменена. Теперь за оставление места ДТП водителю грозит только штраф из Кодекса об административных правонарушения — 1 000 — 1 500 рублей, арест до 15 дней или лишение права на вождение до года.

Другая вариация — если человека задела машина, но он выжил, но нуждается в срочной медицинской помощи, а водитель оставил сбитого пешехода в состоянии, требующем скорой помощи. Здесь действует УК РФ, но доказать факт оставления человека в опасном для жизни положении — очень трудно, поэтому к этой мере граждан привлекают редко.

В последнем случае на практике применяется ответственность по ГК и КоАП России. Пострадавшему возмещаются все траты на лечение и восстановление, а также моральный урон — суд должен взвесить степень его нравственных переживаний и психологического ущерба и определить размер моральной компенсации.

Если человек после столкновения с автомобилем умер, то виновный привлекается к другим мерам уголовной ответственности:

  • заключением в тюрьме — до 7 лет (при одном умершем);
  • привлечением к полезному труду — до 4 лет.

Особенности уголовного наказания

Уголовный кодекс России содержит 2 случая с наездом, которые регулируются согласно нему:

  • нанесение пешеходу увечий тяжёлой степени;
  • смерть пешехода.

При назначении санкции учитываются обстоятельства ДТП. Так, если водитель был нетрезвый или под действием наркотических веществ, то его положение усугубляется, ему могут назначить высшую меру наказания — 7 лет тюрьмы.

Если погибли 2 и более людей, то заключение составит до 9 лет.

При этом обязательно проводится процедура лишения права на вождение транспортных средств — непременное наказание за наезд на пешехода с тяжёлыми последствиями. Но такие граждане могут попасть под амнистию, которую ежегодно осуществляет Государственная Дума России.

Под милость государства попадают:

  • беременные;
  • женщины после 55 лет;
  • женщины, у которых на воспитании есть дети до 18 лет;
  • мужчины, у которых на воспитании есть дети до 3 лет;
  • мужчины после 60 лет;
  • лица до 18 лет — естественно, они водили без прав;
  • лица, которым на дату ДТП не было 18 лет;
  • инвалиды I-III групп.

Но у этих лиц всё равно будет судимость.

Можно ли избежать ответственности?

При ДТП стороны часто допускают ошибки, из-за которых потом не могут доказать собственную невиновность или виновность и других лиц в случившемся.

Принято считать, что водитель не может избежать ответственности, даже если вся вина на пешеходе, но при грамотном подходе к процедуре оформления ДТП и фиксации всех фактов можно даже избежать гражданской санкции.

Каковы обязательные действия водителя:

  • выйти из машина и оказать посильную помощь пострадавшему;
  • при необходимости (угрозе жизни) — отвезти его в госпиталь, предварительно позвонив в ГИБДД и уведомив об оставлении места ДТП;
  • если ушибы и травмы не угрожают жизни, нужно вызвать скорую по номеру 112;
  • нужно выставить аварийный знак за 5 — 10 метров и сделать фотографии машины с разных ракурсов; также необходимо снять на камеру в формате видеосъёмки машины свидетелей, так чтобы были видны номера и модели, а также окружающую обстановку;
  • обязательно нужно взять контакты свидетелей;
  • осмотреть место ДТП на наличие камер видеонаблюдения, чтобы через них можно было увидеть столкновение; нужно помнить, что записи стираются через 3 дня, поэтому запросить их нужно в кратчайшие сроки.

Согласно ПДД водитель должен немедленно остановить машину и не сдвигать её с места ни на дюйм, а также запрещено перемещать иные предметы, имеющие отношение к происшествию.

Часто сотрудники ГИБДД взыскивают штраф по этой статье (статья 2.5), даже если пешеходу не причинён какой-либо вред.

Пример — водитель выезжал со двора собственного дома и задел пешехода, после чего отъехал на 5 метров, чтобы не загораживать проезд.

Пешеход даже не ушибся, но написал заявление в полицию, и водителя арестовали на полмесяца (или лишили права на вождение), хотя предъявить штраф за наезд на пешехода не могли.

Владелец машины утверждал, что не уезжал с места аварии, ведь он живёт в этом доме, но сотрудники автоинспекции, ссылаясь на пункт 2.5 ПДД, не отменили постановления, а до суда дело не дошло.

Пожалуйста, оцените этот материал!

(22 4,59 из 5)
Загрузка…

Если Вам понравилась статья, поделитесь ею с друзьями!

Источник: https://motorsguide.ru/pravo/naezd-na-peshehoda

Сбил пешехода вне пешеходного перехода – что за это грозит

Наезд на пешехода понятие

Одно из самых страшных дорожно-транспортных происшествий – наезд на пешехода. К сожалению, с такой неприятной ситуацией может столкнуться каждый водитель, так как ни один автомобилист не может быть застрахован от того, что человек выскочит на дорогу и попытается перебежать трассу, не смотря по сторонам.

В правила дорожного движения постоянно вносятся различные изменения и коррективы, однако неизменным остается одно: пешеход всегда считается приоритетным участником дорожного движения.

Вид наказания и его размер определяется в зависимости от степени тяжести причиненных пострадавшему травм, а также от обстоятельств произошедшего. В случаях, когда ДТП произошло не на пешеходном переходе, водитель может быть освобожден от ответственности и даже может рассчитывать на получение денежной компенсации.

Понятие наезд на пешехода

По наездом принято считать любое дорожно-транспортное происшествие, в котором водитель транспортного средства сталкивается с человеком, идущим пешком. Ситуация, в которой пешеход сталкивается с транспортным средством, также считается наездом.

Кроме того, к наезду относится не только наезд автомобиля на человека, но и столкновения такого лица с грузом, который перевозит транспортное средство. Как показывает практика, зачастую столкновения может произойти из-за того, что пешеход просто не заметил негабаритный груз, такой как доски или железные прутья.

Чтобы избежать таких неприятных происшествий, автолюбитель должен перевозить груз в строгом соответствии с нормами законодательства.

При приближении к пешеходному переходу, водитель должен убедиться в отсутствии людей, желающих пересечь проезжую часть. Пешеход, в свою очередь, должен удостовериться в том, что переход безопасен. Движение может быть осуществлено только после этого.

В ситуации, когда дорожно-транспортное происшествие случилось в пределах пешеходного перехода, виновным всегда признается водитель автомобиля. А если же авария произошла вне этого участка дороги, виновника ДТП можно будет установить через суд.

В случаях, когда у водителя не было возможности предвидеть факт того, что человек выскочит на дорогу, или если пешеход умышленно выскочил под колеса авто (таким вариантом часто пользуются мошенники, чтобы получить с автовладельца компенсацию за причиненный ущерб).

Доказать этот факт можно только при наличии неоспоримых свидетельств, таких как записи с видеорегистратора или иных средств фиксации (к примеру, городских камер, которые установлены для контроля скоростного режима).

Классификация нарушений

Дорожно-транспортные происшествия с участием пешеходов можно квалифицировать по нескольким категориям. Данная классификация проводится в соответствии с определенными признаками.

Разделение наездов на пешеходов по нескольким категориям требуется для проведения автотехнической экспертизы в ходе судебного производства по делу.

Классификация преступления проводится по нескольким признакам. Первый из них – то, как именно шел человек:

  1. Справа или слева от автомобиля (удар в боковую часть транспортного средства).
  2. Прямо навстречу автомобилю или от него (удар в переднюю или заднюю часть транспортного средства).

Второй признак – характеристика движений пешехода:

  1. Человек не меняет своей скорости и направления движения.
  2. Пешеход стоит неподвижно.
  3. Человек меняет скорость движения.

Третий признак – характеристика движений автомобиля. Оно может быть:

  1. Транспортное средство движется с соблюдением определенного скоростного режима вплоть до начала торможения.
  2. Транспорт тормозит.
  3. Автомобиль находится в заносе и не может управляться.

Место авто, в которое пришелся удар:

  1. Передняя часть транспортного средства.
  2. Задняя часто автомобиля.
  3. Боковая часть авто.

Отдельный признак – характеристика произошедшего удара:

  1. Удар был сильным и блокирующим.
  2. Удар был поверхностным и скользящим.
  3. Автомобиль проехал колесами по телу пострадавшего.
  4. Произошло придавливание человека авто.

Еще один признак, по которому можно квалифицировать дорожно-транспортное происшествие – обзор и степень видимости в момент аварии:

  1. Неограниченная видимость.
  2. Обзор был ограничен посторонним стоящим предметом.
  3. Обзор был ограничен движущимся предметом.

Если водитель совершил наезд на пешехода без причинения вреда его здоровью, он заплатит административный штраф за нарушение других статей ПДД. Например, за пересечение сплошной, совершение маневра на красный свет и т.д. Пешеход вправе подать в суд иск о возмещении морального вреда. Степень вреда или его отсутствие устанавливается по результатам медицинского освидетельствования или судебной экспертизы.

Наезд на пешехода на пешеходном переходе

В соответствии с нормами российского законодательства, транспортное средство – источник повышенной опасности, поэтому каждый водитель должен помнить об ответственности, которую он может понести за несоблюдение правил дорожного движения. Чтобы не произошло, автомобилист практически всегда остается виновником ДТП.

Именно по этой причине, водители, при выезде на проезжую часть, должны соблюдать некоторые правила:

  1. Необходимо быть собранными и внимательными, нельзя отвлекаться на второстепенные вещи.
  2. Нельзя нарушать правила дорожного движения, так как каждое такое пренебрежение влечет за собой возникновение аварийной ситуации.
  3. Нужно правильно подбирать скоростной режим, который соответствует не только знакам, но и подгонным условиям, ситуации на дороге.

Наезд на человека вне пешеходного перехода

К несчастью, некоторые пешеходы также любят нарушать ПДД и переходить дорогу без зебры. Большая часть таких ситуаций заканчивается дорожно-транспортными происшествиями.

В большинстве случаев виновником такого ДТП признается водитель транспортного средства.

Чтобы избежать неприятных последствий и доказать свою точку зрения, автомобилист должен придерживаться определенных правил поведения:

  1. Прежде всего автомобилист должен остановить свое авто, заглушить двигатель, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки.
  2. Ни в коем случае нельзя передвигать автомобиль. За это дорожный инспектор, прибывший на место аварии, может привлечь нарушителя к дополнительным мерам ответственности.
  3. Следующий шаг, который необходимо сделать как можно скорее, выйти из машины и посмотреть, какие именно повреждения были получены сбитым пешеходом. Нужно оказать ему первую медицинскую помощь, вызвать на место аварии скорую. Если столкновение было сильным, но человека ни в коем случае нельзя двигать с места, чтобы не усугубить его повреждения и не вызвать внутреннее кровотечение.
    До приезда на место аварии специалистов, пострадавший должен находиться в максимально комфортной обстановке. Для этого необходимо соорудить ему подушку из доступных вещей, аккуратно подложить ее под голову.
  4. Во время ожидания приезда на место аварии сотрудников ГИБДД, водитель должен опросить свидетелей случившегося, записать их показания. Позднее эти записи могут быть приложены к материалам дела или использоваться в качестве доказательств в суде.
  5. До приезда на место дорожно-транспортного происшествия дорожного инспектора водитель должен зафиксировать место аварии, сделать фото или видеосъемку, на которой заметно положение авто и пешехода относительно крупных стационарных объектов.
  6. Во время составления протокола, автомобилист должен внимательно следить за записями, сверять, чтобы не было никаких несоответствий.

Что делать, если пешеход хочет покинуть место ДТП

В случае если пешеход старается покинуть место дорожно-транспортного происшествия и игнорирует слова водителя авто, он обязательно должен оставить расписку.

В тексе этого документа необходимо прописать, что произошло ДТП с транспортным средством определенной марки и номерным знаком. Здесь же должна быть информация о том, что у пешехода нет никаких претензий, он отказывается от медицинской помощи.

Желательно, чтобы в документ содержались контактные данные пострадавшего.

Ответственность за наезд на пешехода

Каждая конкретная ситуация подразумевает отдельный вид наказания. Если в некоторых случаях водитель может ограничиться штрафом, после сильных аварий он может быть лишен своего водительского удостоверения на достаточно продолжительный промежуток времени.

В зависимости от тяжести полученных пострадавшим повреждений, степени виновности автомобилиста, водитель может быть привлечен к административной или к уголовной ответственности.

Уголовная ответственность за наезд

Автолюбитель привлекается к уголовной ответственности за причинение тяжкого вреда здоровью пострадавшего. В случаях такого нарушения, автомобилист может быть привлечен к следующим видам ответственности:

  1. Ограничение возможности свободно передвигаться на срок до 3 лет.
  2. Принудительное выполнение общественно полезных работ на срок до 2 лет.
  3. Административный арест на 6 месяцев.
  4. Лишение свободы сроком до 2 лет.
  5. Лишение водительского удостоверения на срок до 3 лет.

Административная ответственность

Дорожно-транспортное происшествие, в котором автомобилист был признан виновен за наезд на пешехода, может влечь за собой и административную ответственность, выраженную в денежном отношении.

В частности, водитель может быть обязан выплачивать:

  1. Утерянный заработок пострадавшего в результате ДТП лица (если суммы по ОСАГО не достаточно).
  2. Стоимость лечения и утерянного заработка (все, что свыше 160 тысяч выплачивается виновником аварии).
  3. Моральный вред, размер которого устанавливается в ходе судебного разбирательства.

Штрафы для пешехода

Лицо, которое переходило дорогу в неположенном месте, также несет ответственность за несоблюдение требований правил дорожного движения.

В частности, Кодекс об административных правонарушениях предполагает привлечение пешехода к ответственности в виде штрафа размером в 500 рублей.

При квалификации данного происшествия по другой статье – создание помехи движению, размер ответственности увеличивается до 1500 рублей.

Что грозит водителю, который сбил пешехода на смерть

В случае если в результате дорожно-транспортного происшествия пострадавший получает повреждения, которые несовместимы с жизнью, умирает прямо на месте аварии или в больницы, полицейскими автоматически заводится уголовное дело на водителя.

За наезд на пешехода, который повлек за собой смерть последнего, водитель привлекается к следующим видам ответственности:

  1. Выполнение исправительных работ сроком до 4 лет.
  2. Лишение права управления транспортными средствами на срок до 3 лет.
  3. Лишение свободы на срок до 5 лет.

Если же в результате столкновения скончалось два и более человека, водитель лишается свободы на срок до 7 месяцев.

Наезд на пешехода на тротуаре

Как и в случае с пешеходным переходом, пешеход на тротуаре – участник дорожного движения, который обладает приоритетом.

То есть, если на данном участке дороги происходит ДТП, водитель становится виновником, так как именно он управлял средством повышенной опасности.

Вид наказания и размер ответственности в этом случае аналогичны тем, что назначаются при наезде на пешеходе, совершенном на пешеходном переходе.

Если водитель уехал с места ДТП

В случае если водитель, который совершил наезд на человека, пытается скрыться с места происшествия, ему грозит лишение его водительского удостоверения на срок до полутора лет или административный арест сроком до 15 суток.

Источник: https://AutoLegal.ru/pomoshh-pri-dtp/sbil-peshexoda-vne-perexoda/

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП). Понятие и виды

Наезд на пешехода понятие

Дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб (статья 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»)

Тождественное определение понятия «дорожно-транспортное происшествие» содержится в п. 1.2 Правил дорожного движения РФ, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительством Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090.

Понятие ДТП раскрывается и в правилах учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации», утвержденных руководителем Федеральной дорожной службы России 29.05.1998 года.

В приложении 3 к указанному документу дается аналогичное определение понятия ДТП:

«дорожно-транспортным происшествием (ДТП) называется событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или были ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения».

Виды ДТП

В п. 3 приложения 3 к упомянутым правилам учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, также раскрываются виды ДТП.

Столкновение — происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог.

К этому виду относятся также столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством.

Опрокидывание — происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось (например, суд пришел к выводу о том, что опрокидывание автокрана на территории ОАО не может быть расценено как дорожно-транспортное происшествие, поскольку произошло не в процессе движения транспортного средства по дороге, как это предусматривает пункт 1.1 Правил дорожного движения; постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28.10.2008 N Ф04-6437/2008(14507-А70-11) по делу N А70-470/11-2008).

Наезд на стоящее транспортное средство — происшествие, при котором движущееся транспортное средств наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп.

Наезд на препятствие — происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.).

Наезд на пешехода — происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, контейнеры, трос и т.п.).

Наезд на велосипедиста — происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

Наезд на гужевой транспорт — происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные, или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство. К этому виду также относится наезд на животное.

Падение пассажира — происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др., если оно не может быть отнесено к другому виду ДТП.

Падение пассажира из недвижущегося транспортного средства при посадке (высадке) на остановке не является происшествием.

Иной вид ДТП — происшествия, не относящиеся к указанным выше видам. Сюда относятся падение перевозимого груза или отброшенного колесом предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и пр.) и др.

Последний абзац п.3 приложения 3 к указанным правилам учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах…, как видно, включает также «иной вид ДТП». Речь, в частности идет о так называемых бесконтактных ДТП.

При бесконтактном ДТП по вине водителя транспортного средства (нарушившего правила дорожного движения) причиняется вред третьим лицам, при этом, физического контакта между транспортным средством причинителя вреда и транспортным средством потерпевшего лица (а также любым иным объектом, которому причинен вред) не происходит. Более подробно по теме бесконтактного ДТП см. статью «Бесконтактное ДТП. Судебная практика»

Падение предметов на автомобиль, снега с крыш – ДТП?

Для отнесения события к ДТП имеет значение, двигался ли «пострадавший» автомобиль в момент причинения ущерба или был припаркован, ведь из определения понятия ДТП следует, что дорожно-транспортное происшествие – это событие, возникшее, прежде всего в процессе движения по дороге транспортного средства.

Например, суд указал, что «из искового заявления истца усматривается, что в момент причинения ущерба автомобиль был припаркован к зданию, основанием исковых требований явилось причинение ущерба автомобилю в результате падения снега, а не дорожно-транспортное происшествие» (постановление ФАС Центрального округа от 04.02.2014 по делу N А09-1079/2013)

Остановка транспортного средства – процесс движения – ДТП?

От ответа на данный вопрос зависит, относится ли случившееся происшествие при остановке автомобиля к ДТП или нет. Соответственно, будет ли относится событие к страховому случаю или нет.

Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения, «дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

При этом дорожным движением является совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

Преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства, является остановкой.

Согласно пункту 1.1 Правил дорожного движения, настоящие Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации.

Следовательно, пункты 1.1 и 1.2 Правил дорожного движения, в их взаимосвязи относят остановку транспортного средства к процессу дорожного движения.

Согласно статье 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» под термином «дорога» понимается обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Аналогичное понятие дороги содержится в пункте 1.2 Правил дорожного движения.

Например, руководствуясь приведенными нормами права, Третий арбитражный апелляционный суд в своем постановлении от 09.12.2013 по делу N А33-11923/2013 указал, что «поскольку спорное событие произошло на разгрузочной площадке общества…, специально предназначенной для проезда по ней автомобилей для их разгрузки, то есть являющейся дорогой, а остановка транспортного средства для его разгрузки является частью дорожного движения, то опрокидывание принадлежащего истцу транспортного средства произошло в результате дорожно-транспортного происшествия — страхового случая, предусмотренного договором добровольного страхования».

Кто считается погибшим, раненым в ДТП? Определение понятия «ограниченная видимость» и «дорожные условия, сопутствующие ДТП»

П.п. 4-7 приложения 3 к правилам учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утв. ФДС РФ 29.05.1998:

«4. Погибшим считается лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия либо умершее от его последствий в течение семи последующих суток.
5. Раненым считается лицо, получившее в дорожно-транспортном происшествии телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения. В этом случае оказание амбулаторного лечения подтверждается документами (справками) медицинского учреждения.
6. Ограниченная видимость — расстояние видимости для данных условий движения не соответствует нормативным требованиям из-за геометрических характеристик дороги или по метеоусловиям.
7. Дорожные условия, сопутствующие ДТП, — фактические дорожные условия в месте ДТП на момент его совершения. Факт того, что неудовлетворительное дорожное условие (условия) явилось причиной ДТП, определяется решением суда (на основе результатов расследования)».

Источник: https://zen.yandex.ru/media/legal/dorojnotransportnoe-proisshestvie-dtp-poniatie-i-vidy-5be1c23eaac00400aad2b1ad

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.