Определение комиссии по делам несовершеннолетних

Процессуальные нарушения, допускаемые КДНиЗП при рассмотрении административных дел

Определение комиссии по делам несовершеннолетних

Работу комиссий по делам несовершеннолетних я изучаю уже более пяти лет, я был на многих заседаниях комиссий в качестве защитника, оспаривал их постановления в судах, при оказании помощи гражданам в возвращении неправомерно отобранных детей я изучал постановления, которые комиссии принимали.

Чем больше я изучаю их работу, тем больше понимаю, что это важный орган, выполняющий важные государственные функции. И тем больше я ужасаюсь тому, во что сегодня превратились заседания комиссий.

Продемонстрированный в ролике РВС случай заседания самарской КДНиЗП — это, конечно, крайнее проявление.

Но я как частый свидетель происходящего на заседаниях комиссий и член РВС, имеющий возможность собирать информацию более чем из 60 регионов страны, могу сказать, что продемонстрированное заседание ничем особым не отличается от тех, что проводятся повсеместно, кроме, конечно, крайне вызывающего поведения председателя.

Но дело тут не в конкретном человеке, а в выстроенной системе, которая поселяет в членах комиссии мнение о том, что КДНиЗП — это репрессивный орган с крайне широкими полномочиями, которые даже позволяют действовать без оглядки на закон. Свои соображения по поводу того, почему так получилось, я изложу в конце, а сейчас перейдём к конкретным нарушениям.

Типичные нарушения, допускаемые КДНиЗП при подготовке к рассмотрению дел и в процессе рассмотрения

  • Родителям не разъясняются их права (вопреки п.5 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ), чем нарушается их право на защиту.
  • Родителям не дают ознакомиться с материалами дела, не дают снять с него копии (в нарушение части 1 ст. 25.1; ч. 4, 6 ст. 28.2 КоАП РФ).
  • Протоколы, составленные инспектором ПДН, не проверяются на правильность составления (в соответствии со ст.28.2; п. 3 ст. 29.1 Кодекса об административных правонарушений РФ) и на наличие нарушений.
  • На заседания вызываются только законные представители ребенка, в отношении которых инспектором ПДН составлен протокол. Не вызываются лица, которые выступили заявителями, не вызываются свидетели, даже если законные представители об этом просят (в нарушение ст. 26.3 КоАП РФ).
  • Материалы дела рассматриваются в отсутствие ребенка, в отношении которого вынесен протокол об административном нарушении (требование части 2 ст. 25.1; п. 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ), присутствует лишь родитель.
  • Во время так называемого «разбирательства» против родителей выступает вся комиссия. Им не дают делать необходимые разъяснения, перебивают, отказываются выслушать. Если родитель пришел с ребенком, не выслушивается мнение ребенка, даже если родитель об этом просит. Таким образом, даже речи не идёт о проведении полноценного разбирательства (как того требует ст. 26.1 КоАП РФ).
  • Пояснения родителей воспринимаются лишь как их позиция и не более. Об этом откровенно заявляется членами комиссии, которые, в свою очередь, сами заинтересованы в наказании привлекаемого лица, поскольку протокол об административном правонарушении зачастую составляется одним из членов этой же комиссии, не имеющим права принимать участия в рассмотрении материала на основании п. 2, ч.1, ст. 29.2 КоАП РФ, обязанного взять самоотвод по делу, как предписывает ч. 1 ст. 29.3 КоАП РФ. Таким образом, при сложившейся системе рассмотрения административных материалов подобными составами утрачивается объективность вынесенных решений, вопреки требованиям ст. 26.11 КоАП РФ, так как существует конфликт интересов.
  • В мотивировочной части постановления не указывается конкретная норма (пункт, часть, статья, и наименование закона) и причины, по которым привлечённому к ответственности лицу назначается та или иная мера наказания (в нарушение требования ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ).
  • Случается и такое, что родителей вообще не вызывают на комиссию, принимают в их отношении постановление и не ставят их об этом в известность.

Всё это — типичные процессуальные нарушения на заседаниях КДниЗП, которые проводятся в рамках КоАП РФ. Этот процесс поставлен на поток, в России ежегодно проходят тысячи и тысячи таких заседаний, что подтверждается практикой РВС и других родительских организаций.

Уверяю: если сегодня эксперты в области права получат возможность скрытно присутствовать на случайно выбранном заседании любой российской комиссии по делам несовершеннолетних, с большой степенью вероятности они зафиксируют все нарушения, которые я перечислил. В своей личной практике я ни разу не сталкивался с заседанием КДНиЗП в рамках КоАП РФ, которое проходило бы без серьёзных процессуальных нарушений.

Подавляющее большинство граждан оказывается абсолютно не готовым к ситуации взаимодействия с комиссией в рамках КоАП РФ, они не могут должным образом себя защитить, чем и пользуются все члены комиссии, не спешащие должным (именно должным) образом разъяснить гражданам их права.

Читать также: В СовФеде заявили об отсутствии прокурорского надзора за решениями КДН

Какие ужасные системные проблемы это порождает? Например, в РВС всё чаще и чаще стали обращаться за помощью люди, имеющие конфликт любого рода с местной администрацией или школой, детским садом, больницей, иными субъектами системы профилактики детского и семейного неблагополучия, работу которых как раз и координируют комиссии по делам несовершеннолетних. Их начали использовать как инструмент давления на неугодных родителей. Комиссии выносят постановления о привлечении к административной ответственности как «горячие пирожки», в результате государственные органы получают возможность вмешиваться в дела семьи и перед семьёй возникает угроза разрушения. Всем известно, что, например, неоднократное привлечение родителей по статье 5.35 КоАП РФ может являться причиной подачи опекой иска об ограничении или лишении родительских прав, а само наличие таких постановлений формирует определенный образ семьи и родителей, подтверждая систематичность их якобы «неправомерных» действий, связанных с ненадлежащим исполнением родительских обязанностей.

Да, постановления комиссий можно обжаловать в суде. Однако как практик я могу сказать, что сделать это очень сложно, например, на объективность районных судов я уже давно не надеюсь.

Тем не менее, мне удавалось выигрывать такие дела, причем в основном — во второй инстанции, но, несмотря на это, могу сказать, что каждая последующая инстанция лишь уменьшает вероятность восстановления справедливости, а вовсе не увеличивает её.

Это мой опыт правозащитника. А что же тогда говорить о рядовых гражданах?

Читать также: В Перми власти делают вид, что ювенальщина в школе будет “добровольной”

Так в чём же причина существующей проблемы, где системная ошибка и как решить существующую проблему КДНиЗП?

Фактически, комиссиям даны судебные функции, но практика ведения заседаний такова, что нет даже подобия и симуляции судебного процесса.

И это неудивительно, причины понятны, ведь, во-первых, в состав комиссии входят лица, зачастую не обладающие должной квалификацией, а во-вторых, каждый из участников выражает интересы своего ведомства.

Ситуацию также усугубляет то, что, например, в малых населенных пунктах эти люди всегда связаны теми или иными отношениями.

Между тем, азбука теории государства и права говорит, что в демократическом государстве существует разделение властей и их баланс, который заключается в том, что каждая из ветвей власти друг друга уравновешивают.

Существующая система КДНиЗП эти принципы попросту попирает, поскольку члены комиссий не выбираются, а назначаются исполнительной властью, причем, как уже было сказано выше, членами комиссий становятся зачастую совершенно посторонние люди.

Наш вывод прост: у системы КДНиЗП необходимо забрать функции рассмотрения дел об административных правонарушениях и передать их в суды. Более того, мы знаем, что сами комиссии были бы этому рады, поскольку они так же считают, что это не их функция. А оставить им следует функцию координации работы всех органов системы профилактики детского и семейного неблагополучия.

Не сомневаюсь в том, что у законодателей есть чувство собственного достоинства, и они не хотят, чтобы их работа была лишена смысла. Могут ли они, видя, как системная ошибка приводит к постоянному игнорированию законов, не выступить с подобной инициативой? Вопрос риторический.

Алексей Мазуров, РВС

Источник: https://rvs.su/statia/processualnye-narusheniya-dopuskaemye-kdnizp-pri-rassmotrenii-administrativnyh-del

Пдн – расшифровка

Определение комиссии по делам несовершеннолетних

Если гражданина спросят, что означает ПДН, скорее всего он подумает об инспекции. Госинстанция занимается проблемами, связанными с нарушениями несовершеннолетних. Уровень преступности малолетних детей неуклонно растет. ПДН работает с большим количеством детей и подростков. Некоторые из них попадают в первый и не в последний раз.

Что такое ПДН: как расшифровывается?

ПДН – подразделение по делам несовершеннолетних. Психологи отмечают тот факт, что молодое поколение с раннего возраста начинает проявлять агрессию.

Дети- подростки еще не осознают значимость сострадания, сочувствия к близким. По статистике большой процент, кого осудят за преступление в будущем, стоят на учете в инспекции. В список входят дети, совершившие противозаконные или противоправные деяния.

ПДН – организация по работе с детьми, у которых склонность к нарушению закона. Ранее инстанция была особенностью России. Еще в Советском Союзе были созданы комнаты милиции. Как правило, они выполняли те же функции, что и ПДН сейчас.

Основные функции

Основная функция – обеспечение максимально эффективных мер профилактики по борьбе с несовершеннолетними нарушениями.

Правоохранительные инстанции работают с несовершеннолетними, которые уже нарушили закон. Нарушения могут быть как наказуемыми административным кодексом, так и уголовным. В стране существуют возрастные ограничения. Если ребенок младше определенного возраста, то его не имеют права привлекать к ответственности.

Согласно законодательству, юридическая ответственность установлена для граждан старше шестнадцати лет, в редких старше 14 лет. Все зависит от тяжести преступления. Если малолетний распивал алкоголь на улице и был обнаружен сотрудниками полиции, то его задерживают и ставят на учет.

Многих детей задерживают за мошенничество. В силу возрастных ограничений наказания за проступок нет и единственный способ по борьбе с аналогичными деяниями в будущем – постановка личности на учет.
Госинстанция работает с несовершеннолетними, которые были пойманы при употреблении алкоголя, психотропных веществ.

Также малолетний может совершить уголовное правонарушение, однако суд вынести решение не может. В этом случае обязывают поставить нарушителя на учет. Инстанция работает с малолетними, которым назначены воспитательные меры. Если приговор устанавливает условное наказание, то оно так же учитывается госинстанцией.

Стоять на учете может не только ребенок, но и вся семья – особенно если она является неблагополучной. Если старшее поколение уже привлекали и лица пренебрегли обязанностям, то на учет ставится вся семья. Данный вариант практикуется в случае ответственности из-за распития и злоупотребления алкогольными напитками, вовлечения детей в незаконную активность.

ПДН занимаются работой с несовершеннолетними и предупреждениями преступлений. задача – снизить уровень преступности. Если несовершеннолетний занялся противоправными деяниями, с ним будет работать комиссия по взаимодействию с подростками.

Комиссия является коллегиальной структурой, в которую входят представители администрации поселения и полиции. В состав комиссии входят психологи и администрация школы, помощники прокуроров, которые отвечают за работу с детьми, представители государственных органов, занимающихся опекой.

Если несовершеннолетний арестован за преступление, сотрудник полиции составляет протокол и отправляет его в комиссию для детального изучения. По истечении 10 дней она формулирует решение с изложением мотивации для вывода и отмечает необходимость регистрации лица на учете в ПДН.

В рамках процедуры регистрации детей в ПДН приглашается лицо, ответственное за правонарушение, и родитель, ответственный за него. Работа сотрудников инспекции состоит в том, чтобы выслушивать позиции всех сторон. Решение комиссии, принятое в конце слушаний, направляется в полицию для командного состава, где административный персонал выдает визу или отказывает в согласии.

Когда документ утвержден, решение отправляется в ПДН, где создается личная карточка, которая содержит максимум информации об образовании, семейных обстоятельствах, поведенческих особенностях и личных характеристиках. С этого момента ребенок зарегистрирован, а это значит, что государственная станция начинает профилактические мероприятия.

Сотрудничество с органами опеки

ПДН активно взаимодействует с административными и образовательными учреждениями в прилегающем районе, разрабатывая с ними ряд профилактических мер и осматривая подростков, находящихся в специализированных закрытых приемниках. Инспекторы помогают органам опеки в работе с «трудными» детьми, оставшимися без попечения родителей, в проведении профилактической и воспитательной работы.

Отдел по делам молодежи всеми силами пытается найти лидеров различных молодежных групп, которые проводят антиобщественную деятельность, чтобы выявить ненадежных граждан, которые вовлекают подростков в употребление наркотиков или психотропных веществ. Инспекторы участвуют в различных рейдах, которые подавляют употребление алкоголя подростками и жестко борются с распространением наркотиков среди подростков в сочетании со специализированными службами контроля над наркотиками.

Права инспекторов по делам несовершеннолетних

Власти закрепляют за сотрудниками следующие права:

  • Проводить беседы с нарушителями их представителями для выяснения материалов дела.
  • Проводить беседы о недопустимости поступков.
  • Также можно запрашивать любые сведения, которые касаются несовершеннолетнего.
  • Разрешать доставлять нарушителя в полицию на три часа и производить по необходимости допрос.

В случае постоянных правонарушений инспектор ставит подростка на учет и ведет за ним пристальный контроль. Не допускается жесткое обращение, насилие и сексуальное домогательство по отношению к детям и родителям. При систематическом нарушении закона подростка отправляют в спеццентр по достижению четырнадцати лет. Однако данное действие осуществляется только по решению суда.

Каковы обязанности сотрудников инспекции?

Работа комиссии ведется территориально. Внутри области, города имеются участки, ответственность за которые возложена на инспектора комиссии.

Территория, закрепленная за конкретным сотрудником, может, как уменьшаться, так и увеличиваться, в зависимости от процента результативности.

Выполнение функций комиссии на отдельном участке возложена на инспектора ПДН. Это сотрудник министерства внутренних дел, который, будучи, по сути, участковым, имеет дело только с несовершеннолетними жителями своего участка.

Работа инспектора состоит не только в выявлении и направлении оступившихся несовершеннолетних граждан. Роль педагогического подхода в данной работе крайне важна. Необходимо видеть весь контингент района. Причем непросто собирать персональные характеристики, а понимать, какое может быть последствие поведения отдельных индивидуумов и предотвращать их.

С этой целью инспектор ПДН может посещать семьи несовершеннолетних для проведения беседы не только с подопечными, но и с членами их семей. А также активно сотрудничает с участковыми (УУП) и отделениями полиции (ОП).

Инспектор должен следить за тем, чтобы права ребенка ни ущемлялись и его жизни, и здоровью ничего не угрожало. Важно осуществлять регулярную работу с семьями, где есть несовершеннолетние дети. В случае если семья неблагополучная, то ПДН работает со всеми ее членами.

На данных момент власти не стремятся привлекать малолетних к уголовной ответственности. Основания задача ПДН – воздействовать на молодежь.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристуна сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/vzapase_expert/pdn-rasshifrovka-5d24c91214f98000ad4eb93a

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.