Полицейская проверка

8 декабря 2020 в 15:39

«Гражданин, предъявите документы» — эту популярную в советских кинофильмах фразу нередко можно услышать и в реальной жизни.
Попробуем разобраться, в каких случаях полицейский вправе проверить документы и какие права при этом имеет обычный гражданин.

Просто так, без какого-либо основания, сотрудники полиции проверять документы прохожих права не имеют.

Весь вопрос заключается в том, что является таким основанием?

Содержание

Основания для проверки документов сотрудником полиции

Основания для проверки документов детально регламентируются законодательством и, прежде всего, Федеральным законом «О полиции».

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 13 данного Закона сотрудник полиции имеет право проверять документы, удостоверяющие личность граждан, в следующих случаях:

  1. имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления;
  2. имеются данные, дающие основания полагать, что они находятся в розыске;
  3. имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении;
  4. имеются основания для их задержания в соответствии со ст. 27.3 КоАП РФ или ст. 91 УПК РФ.

Нужно признать, что в России, как, впрочем, и в любой другой стране мира, в каждый отдельно взятый момент времени большое количество людей находится в розыске в связи с совершенным преступлением.

Поэтому якобы имеющаяся схожесть гражданина по признакам внешности с разыскиваемым лицом превращается в своего рода универсальную «отмычку» для проверки документов.

Таким образом, Закон «О полиции» предоставляет полицейским право проверить документы человека практически в любой ситуации.

Штраф за неповиновение сотруднику полиции

При этом законные требования находящихся на службе сотрудников полиции обязательны к исполнению.

Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности влечет, согласно ч.1 ст. 19.3 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Впоследствии при желании законность подобных требований можно оспорить, однако шансы того, что Фемида окажется на вашей стороне, прямо скажем, невелики.

Что же нужно знать гражданину в случае, когда его просят предъявить документы?

Действия полицейского и порядок обращения его к гражданину определяется ч. 4 ст. 5 Закона «О полиции», согласно которой сотрудник полиции обязан назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения.

Иными словами, сотрудник полиции должен вежливо остановить гражданина, представиться и только затем изложить суть требований с указанием причины обращения. По требованию гражданина сотрудник полиции обязан предъявить свое служебное удостоверение.

Гражданин в свою очередь обязан предъявить сотруднику полиции для ознакомления документ, удостоверяющий личность. Причем, делать это он может, не выпуская документа из своих рук.

Какой документ, удостоверяющий личность, можно предъявить?

Основным документом, удостоверяющим личность, является паспорт гражданина Российской Федерации.

Однако в ряде случаев удостоверение личности допускается и по другим документам, к которым, в частности, относятся:

  • военный билет для военнослужащих;
  • справка установленной формы для лиц, отбывающих наказание;
  • временное удостоверение, выдаваемое в период оформления паспорта и др.

Как правило, для удостоверения личности гражданину достаточно иметь при себе ксерокопию указанного документа.

Вряд ли целесообразно вступать в спор с полицейским о правомочности проверки, если соблюдены все правила и объяснены причины. 

Нужно осознать, что данное мероприятие осуществляется в правовом поле и направлено, прежде всего, на охрану общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. В подавляющем большинстве случаев после проверки документов гражданина сразу же отпускают.

Обязанности полицейского

Следует отметить, что не только граждане, но и сотрудники полиции обязаны соблюдать действующее законодательство.

Соответственно, если полицейский отказывается представиться и показать удостоверение, но при этом требует от гражданина предъявить документы, то последний на законных основаниях может не выполнять данное требование.

Если же сотрудник полиции выполнил указанные действия, а также изложил причину и цель обращения, то предъявить паспорт все же придется. В противном случае полицейский получает право на основании ч. 13 ст. 13 Закона «О полиции» доставить гражданина в отдел полиции для установления личности.

К тому же не следует забывать об изложенной выше ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

Обязан ли гражданин носить с собой паспорт?

Нет, не обязан.

Но при отсутствии удостоверяющего документа и при наличии, изложенных выше оснований, сотрудник полиции получает право на доставление гражданина в отдел полиции для установления личности.

Если гражданин по какой-либо причине при проверке документов оказался без паспорта, то ему следует попытаться объяснить случившееся и предложить другой документ, помогающий установить личность, например, водительское удостоверение. Однако следует помнить, что водительское удостоверение не заменяет паспорт и решение о том, достаточно ли его для установления личности будет принимать проверяющий.

В случае доставления законопослушного гражданина в отдел для установления личности срок такого задержания в соответствии с ч. 1 ст. 27.5 КоАП РФ не должен превышать три часа.

Если же полицейскими допущены какие-либо нарушения при проверке документов, то граждане имеют право обжаловать их действия в прокуратуру или службу собственной безопасности МВД России.

Проверка документов должна являться мерой обеспечения безопасности людей, а не произволом со стороны сотрудников полиции.

ШАРОВ ДЕНИС ВАСИЛЬЕВИЧ,руководитель уголовно-правовой практики Адвокатского бюро «Правовая гарантиЯ»,адвокат Адвокатской палаты города Москвы,

кандидат юридических наук, доцент

Другие материалы автора:

Если вас вызвали на допрос: разбираемся в нюансах

Полицейский требует разблокировать телефон: нужно ли выполнять?

Прекращение ч. 1 ст. 228 УК РФ с применением судебного штрафа

«Гражданин, предъявите документы» — эту популярную в советских кинофильмах фразу нередко можно услышать и в реальной жизни.
Попробуем разобраться, в каких случаях полицейский вправе проверить документы и какие права при этом имеет обычный гражданин.

Просто так, без какого-либо основания, сотрудники полиции проверять документы прохожих права не имеют.

Весь вопрос заключается в том, что является таким основанием?

Доследственные проверки

Полицейская проверка

Одной из главных тенденций российской правоприменительной практики является непрерывный рост количества возбужденных уголовных дел по экономическим составам преступлений.

Собственники, руководители и менеджеры все чаще оказываются в ситуации, когда их коммерческая деятельность может привести к потере бизнеса или даже лишению свободы.

Обычно уголовное преследование начинается с проведения полицейской (доследственной) проверки, в рамках которой сотрудники ОЭБиПК (ранее ОБЭП) осуществляют сбор информации и формируют доказательную базу для возбуждения уголовного дела.

Основная цель полицейской проверки – получить доказательства, подтверждающие совершение преступления.

Эту информацию правоохранители получают с помощью направления в организацию запросов о предоставлении информации и документации, вызовов на опрос сотрудников компании, а также проведения обследований помещений, изъятию документов и оборудования.

Сопровождение адвокатом полицейской проверки помогает оценить законность требований сотрудников полиции и существенно снизить риск возбуждения уголовного дела.

Вашей компанией заинтересовались правоохранители, если

в обслуживающий банк пришел запрос от сотрудников полиции контрагентом получен запрос из полиции о предоставлении информации в вашу компанию пришел запрос из полиции о предоставлении документов на опрос в полицию вызывают гендиректора, бухгалтера или других сотрудников

Причины инициирования доследственной проверки

Передача из ФНС в ОЭБиПК (ранее ОБЭП) информации о нарушениях Проведение доследственной проверки в отношении контрагента Наличие недобросовестных налогоплательщиков (фирмы однодневки) в схеме финансово-хозяйственной деятельности компании Подача заявления конкурентами или бывшими сотрудниками Корпоративные конфликты и рейдерские захваты

Профессиональное признание

  • Наша компания более 12 лет занимается защитой бизнеса и прав собственников, руководителей, менеджеров компаний в ходе полицейских проверок 
  • До настоящего времени ни один уголовно-правовой спор, который мы сопровождали, начиная с этапа доследственной проверки, не был направлен на рассмотрение в суд
  • Работа наших адвокатов в сфере защиты бизнеса (экономические преступления) отмечена ведущими российскими и международными рейтингами: «Chambers and partners», Legal500, «КоммерсантЪ», Best Lawyers, Право300

Наши адвокаты оказывают полный комплекс услуг по сопровождению и защите компаний при полицейских проверках

Анализ ситуации и помощь в определении: причин появления у ОЭБиПК (ранее ОБЭП) интереса к вашей организации; объема и характера имеющейся у правоохранителей информации о компании; перспектив развития ситуации.

Анализ вероятности возбуждения уголовного дела и привлечения к уголовной ответственности собственников и руководителей компаний, разработка и реализация рекомендаций по минимизации уголовных рисков.

Подготовка ответов на запросы правоохранительных органов, направленных в рамках проведения полицейской проверки сообщения о преступлении, предусмотренной ст. ст. 144 – 145 УПК РФ.  Обучающие семинары для работников компании по тактике взаимодействия с полицейскими при доследственной проверке.

Защита в ходе оперативно – розыскных мероприятий: выезд в офис доверителя, в случае проведения обследования и незаконного изъятия информации, оборудования, документов. Сопровождение на опрос собственников, генеральных директоров и сотрудников компании.

Наши адвокаты защитят ваши права, в случае их нарушения сотрудниками ОЭБиПК (ранее ОБЭП). Разработка защитной позиции и контроль за ее выполнением каждым участником. Обжалование неправомерных действий и решений представителей правоохранительных органов при проведении доследственной проверки сообщения о преступлении, предусмотренной ст. ст. 144 – 145 УПК РФ.

Результат

  • Понимание существующих рисков и перспектив их развития, возможность принятия взвешенных и верных превентивных решений.
  • Стабильная деятельность компании благодаря переводу общения с сотрудниками полиции на адвокатов.
  • Пресечение незаконных действий сотрудников полиции, в том числе таких, как принудительный проход на территорию компании, опрос работников компании без их согласия, неправомерное изъятие информации, оборудования, документов. 
  • Эффективное обжалование незаконных действий сотрудников полиции, вплоть до привлечения последних к ответственности.
  • Снижение рисков вмешательства сотрудников МВД в деятельность компании в дальнейшем.

Полезные материалы

Китсинг В.А. Шаг вперед, два назад: итоги 2019 г. в сфере уголовно правовой защиты бизнеса. “Klerk.ru”, 2020

Китсинг В.А. ФНС и МВД vs Бизнес: как налоговые риски становятся уголовными. “Klerk.ru”, 2019

Чекотков А.Ю. Возмещение НДС приравняли к мошенничеству. “Налоговые споры”, 2019

Китсинг В.А. Уголовное бизнес- производство. “Расчет,” 2019

Китсинг В.А. Профилактика риска. “КоммерсантЪ. Юридический бизнес”, 2017

Чекотков А.Ю. Если пришел запрос о документах от МВД, ФСБ, прокуратуры и СК. Как предпринимателю защититься от уголовного дела. “Klerk.ru”, 2017

Китсинг В.А., Чекотков А.Ю. Полномочия сотрудников правоохранительных органов при проведении доследственной проверки. “Legal Insight”, 2016

Чекотков А.Ю. Что ищут правоохранители на налоговых проверках?. “Налоговые споры”, 2016

Китсинг В.А., Сердюк А.В. Как защищаться в ходе проведения полицейской проверки. “Практическое налоговое планирование”, 2014

Сердюк А.В. Уголовно-правовые риски госконтракта. “Строительная орбита”, 2014

Китсинг В.А., Сердюк А.В. Опасные контракты . Издание “Военно-промышленный курьер”, 2014

Похожие услуги

Источник: https://www.dpbiz.ru/services/dosledstvennye-proverki/

Энциклопедия решений. Полицейские проверки | ГАРАНТ

Полицейская проверка

Полицейские проверки

Такого юридического термина, как “полицейские проверки”, не существует. Вне правового поля под ним понимают разнообразные мероприятия, которые полиция проводит в отношении организаций и ИП, если эти мероприятия имеют хоть сколько-нибудь проверочный характер.

При этом законодательство содержит немало разных поводов для визита полицейских. И по каждому из этих поводов проверочные мероприятия будут отличаться – и по срокам, и по характеру, по оформлению, способам обжалования и т.п.

В связи с этим написание одного материала по полицейским проверкам “вообще” невозможно.

Тем не менее, все законные поводы для появления полицейских на Вашем пороге можно свести к нескольким группам – в зависимости от того, главного, федерального закона, которым полицейские будут руководствоваться при проведении своего мероприятия.

Кроме того, существуют и некоторые общие черты, характерные для любых “полицейских проверок”.

Самое главное – на “полицейские проверки” совершенно не распространяется действие Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”, далее – Закон N 294-ФЗ*(1).

На это указывает сам закон: его положения не применяются при проведении оперативно-разыскных мероприятий (далее – ОРМ), производстве дознания, проведении предварительного следствия, при проведении административного расследования (п.п. 2 и 3 ч. 3 ст. 1 Закона 294-ФЗ).

Следовательно, информация об этих проверках не появится в Едином реестре проверок и им не присваивается учетный номер указанного реестра.

Следовательно, все эти визиты полицейских (условно назовем их проверками) не могут быть заранее Вами спрогнозированы даже при должной осмотрительности и добросовестности*(2). Все они априори внеплановые.

На полицейские проверки не распространяется трехлетний мораторий на период 2016-2018 гг., предусмотренный для субъектов малого бизнеса ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ.

Далее, полиция не обязана заранее уведомлять о своем скором появлении (а во многих случаях и вовсе должна до поры действовать скрытно). Более того, не всегда полицейские и на входе предъявляют свои удостоверения, предупреждая о своих намерениях. Иногда они проходят на предприятие, в офис и т.д. под видом курьеров, клиентов или посетителей.

И уже когда разговор с таким “посетителем” не клеится по обычному сценарию, сотрудники проверяемой фирмы с ошеломлением узнают, что перед ними полицейский. Эффект внезапности, как правило, оглушает и парализует сотрудников проверяемой организации, и полицейские вовсю пользуются психологическим преимуществом.

К сожалению, противодействовать этому можно только путем ужесточения проходного режима в организации.

Действия полиции не подлежат согласованию с прокуратурой. Зато для проведения некоторых полицейских мероприятий необходимо судебное решение.

Наконец, проведение “полицейской проверки” – это повод для получения квалифицированной юридической консультации.

Особенно это касается индивидуальных предпринимателей и небольших фирм: “своими силами”, как при иной проверке, здесь не обойтись, потому что может возникнуть срочная необходимость принимать важные процессуальные решения.

Да и обжалование действий полиции (во многих случаях) предполагает достаточно сложную процедуру и проработанную доказательственную базу.

Количество конкретных поводов к проверке достаточно велико. Однако все они, в конечном итоге, сводятся к четырем типам действий:

1. деятельность в рамках уголовного процесса (то есть раскрытие преступлений, предусмотренных УК РФ, в рамках возбужденного уголовного дела),

2. деятельность в рамках оперативно-разыскной деятельности, или ОРД (которая, по идее, тоже должна обслуживать исключительно уголовный процесс),

3. деятельность в рамках доследственной проверки сообщения о преступлении (это “стык” уголовного процесса и ОРД),

4. деятельность в рамках административного процесса (пресечение и наказание за проступки, предусмотренные КоАП РФ и аналогичными законами субъектов РФ).

Из этих четырех первый и последний виды деятельности регламентированы УПК РФ и КоАП РФ, сопровождается составлением процессуальных документов установленный формы и вообще всякими проволочками.

У каждого действующего лица тут есть свой статус, свои права и обязанности, с которыми они, как правило, должны быть и ознакомлены.

На этом поле действия полиции могут быть (и должны быть) проконтролированы заинтересованными субъектами, и здесь имеется возможность для эффективного обжалования нарушений.

Что же касается оперативно-разыскной деятельности, то таковую в принципе нельзя формализовать (а потому эффективно обжаловать). Эта деятельность есть не что иное, как быстрое, даже мгновенное, реагирование власти на непосредственные угрозы.

Если полицейский, условно, видит драку, он вмешивается тут же, не дожидаясь указания сверху, без оформления рапорта и спецдонесения. Такая быстрота является необходимой в борьбе с преступностью, и, конечно, она легализована Федеральным законом от 12.08.1995 N 144-ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности” (далее – Закон об ОРД).

А ее теневой стороной и является превышение полномочий или использование их не по назначению.

Однако правовых средств борьбы с этим явлением крайне мало – потому что широкие возможности для обжалования оперативно-разыскной деятельности выбивали бы почву из-под ног и “хороших” правоохранителей, чего государство допустить не может. Тем не менее, требовать соблюдения режима законности необходимо и от полицейских.

Как узнать в рамках какого вида деятельности к вам пришла полиция? Очень просто – их нужно прямо об этом спросить. Согласно п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 07.02.

2011 N 3-ФЗ “О полиции” (далее – Закон о полиции) при обращении к гражданину полицейский обязан представиться (то есть назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение), после чего сообщить причину и цель обращения.

Если из услышанного Вы не уяснили причину и цель визита, обязательно переспросите, просите объяснить Вам подробнее и понятнее. Согласно части 5 упомянутой статьи Закона о полиции, полицейский обязан внимательно Вас выслушать и “принять соответствующие меры в пределах своих полномочий” (то есть дать пояснения) либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.

Удобнее всего сразу уточнить у полицейских, на основании какого правого акта проводится (будет проводиться) полицейское мероприятие: на основании КОАП РФ, на основании УПК РФ или же на основании Закона об ОРД? После уяснения этого ключевого момента Вы можете с помощью таблицы обнаружить и вполне конкретную причину для визита полицейских.
Закон об ОРД(и п. 10 ч. 1 ст. 12, п. 10 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции)КоАП РФ(и п. 11 ч. 1 ст. 12, п.п. 4, 5, 8, 16 ч. 1 ст 13 Закона о полиции)УПК РФ(и п. 9 ч. 1 ст. 12, п.п. 4, 5, 9 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции)УПК РФ и Закон об ОРД – Проверка заявлений о преступлении(ст.ст. 144-145 УПК и п. 9 ч. 1 ст. 12, п.п. 4, 5, 9 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции)
ОРМ Опрос(п. 1 ч. 1 ст 6 Закона об ОРД)См. подробнееСоставление протокола об административном правонарушении (ст. 28.2 КоАП РФ)Отбирание объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу (ст. 26.3 КоАП РФ)См. подробнееДопрос, очная ставка(ст.ст. 187-192 УПК РФ)Получение объяснений(ст. 144 УПК РФ и п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона об ОРД)
ОРМ Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств(п. 8 ч. 1 ст. 6 Закона об ОРД)См. подробнееОсмотр места административного правонарушения, личный досмотр (ст.ст 27.7 – 27.9 КоАП РФ)См. подробнееОсмотр места происшествия, местности, жилища, иного помещения, предметов и документов (ст.ст. 176 – 177 УПК РФ)Осмотр места происшествия, документов, предметов (ст. 144 УПК РФ)
ОРМ Проверочная закупка(п. 4 ч. 1 ст. 6 Закона об ОРД)См. подробнееИзъятие предметов, документов и ценностей (ст. 27.10 КоАП РФ)См. подробнееОбыск и личный обыск (ст.ст. 182, 184 УПК РФ)Требование производства документальных проверок, ревизий (ст. 144 УПК РФ)
ОРМ Сбор образцов для сравнительного исследования(п. 3 ч. 1 ст. 6 Закона об ОРД)См. подробнееВзятие проб и образцов (ст. 26.5 КоАП РФ)См. подробнееПолучение образцов для сравнительного исследования (ст. 202 УПК РФ)Получение образцов для сравнительного исследования (ст. 144 УПК РФ и п. 3 ч. 1 ст. 6 Закона об ОРД)
ОРМ Исследование предметов и документов(п. 5 ч. 1 ст. 6 Закона об ОРД)Назначение экспертизы (ст. 26.4 КоАП РФ)Назначение судебной экспертизы (ст.ст. 195-207 УПК РФ)Назначение судебной экспертизы (ст. 144 УПК РФ)Исследований документов, предметов (ст. 144 УПК РФ, п. 5 ч. 1 ст. 6 Закона об ОРД)
Изъятие документов, предметов, материалов и сообщений(ч. 1 ст. 15 Закона об ОРД)См. подробнееПриобщение вещественных доказательств (ст. 26.6 КоАП РФ)Выемка (ст.ст. 183, 185 УПК РФ)Изъятие документов и предметов (ст. 144 УПК РФ)
ОРМ Наведение справок(п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона об ОРД)См. подробнееИстребование сведений по делу (ст. 26.10 КоАП РФ)Контроль и запись переговоров (ст. 186 УПК РФ)Истребование документов и предметов (ст. 144 УПК РФ)
Иные ОРМ, предусмотренные ч. 1 ст. 6 Закона об ОРДИные мероприятия, предусмотренные КоАП РФСледственный эксперимент (ст. 181 УПК РФ) и иные следственные действияВыдача полиции обязательных для исполнения письменных поручений о проведении оперативно-разыскных мероприятий (ст. 144 УПК РФ, ч. 1 ст. 6 Закона об ОРД)

______________________________

Источник: https://base.garant.ru/58079220/

Основания для проверки документов

Полицейская проверка

Основания для проверки документов регламентируются действующим законодательством РФ. Закон должны четко соблюдать и сотрудники полиции, и граждане, а незнание закона, как известно, не освобождает от ответственности. Для того чтобы не возникали ненужные проблемы у законопослушных граждан, следует знать, как проводится проверка и правильно пользоваться своими правами.

Что сказано в законе о полиции?

Основополагающим документом, определяющим права и обязанности полицейского, является Закон РФ от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции». Конституция предоставляет всем гражданам страны права и свободы на всей территории России, но в соответствии с п.2 ч.1 ст.

13 Закона у полиции есть право проверки их документов для установления личности, при условии наличия определенных, веских оснований. Поведение полицейского и порядок обращения его к гражданину определяется ч.4 ст.5 Закона №3-ФЗ. Прежде всего, сотрудник полиции должен представиться и объяснить причины своего обращения.

Если требуется задержание гражданина, то ему должны быть объяснены мотивы ограничительных мер, а также его права и обязанности.

Кто имеет право останавливать для проверки?

Остановить человека для проверки документов может только сотрудник МВД, находящийся при исполнении служебных обязанностей (на дежурстве). Ему даются такие права только на территории, относящейся к его прямой ответственности.

Наиболее часто проверку документов проводят наряды патрульно-постовой службы и участковые инспекторы. В первом случае, полицейские имеют право на такое действие только в пределах утвержденного маршрута, что подтверждается карточкой маршрута. Отклонение от него считается превышением полномочий.

Участковый может попросить документы только на закрепленной за ним территории. Полицейские одного района города или области не могут проводить проверку в другом районе. Кроме указанных официальных лиц, проверку документов могут проводить и другие сотрудники МВД при проведении специальных рейдов и операций.

Для этого должно быть соответствующее распоряжение уполномоченных, вышестоящих инстанций. Правомочность проведения таким мероприятий должно подтверждаться документально.

Какие должны быть основания?

Основания для проведения проверки определяются ч.1 ст.15 Закона №3-ФЗ. Полицейский имеет возможность воспользоваться таким правом в следующих обстоятельствах:

  • Подозрение на совершение преступления.
  • Внешние данные похожи на человека, объявленного в розыск (по ориентировке).
  • Наличие подозрения на совершение административного правонарушения, нарушение им общественного порядка.
  • Наличие оснований для задержания в соответствии со ст.27.3 КоАП РФ или ст.91 УПК РФ.

Следует отметить, что вескость подозрений не оговаривается Законом. Полицейский может попросить документы уже на основании внешнего сходства с реальным подозреваемым.

Другое дело, что после проверки должно последовать извинение за беспокойство, но граждане должны понимать, что такое мероприятие направлено, прежде всего, на обеспечение их безопасности.

Задержание по итогам проверки документа (помимо лиц, совершивших уголовное деяние) может осуществляться в таких обстоятельствах:

  • нахождение в розыске;
  • побег из мест временного нахождения под стражей или психиатрической больницы;
  • попытка проникновения на охраняемый объект или на частную территорию;
  • уклонение от обязательного лечения лиц, признанных невменяемыми в судебном порядке;
  • попытка суицида;
  • наличие опасности для окружающих при психическом отклонении, наркотическом или алкогольном опьянении;
  • нарушение особого режима (комендантский час, режим ЧП и т.п.).
  • уклонение от административного наказания.

При отсутствии какого-либо из перечисленных оснований остановка гражданина сотрудником полиции для проверки документов (а тем более задержание) считается незаконной. Он имеет полное право на подачу соответствующей жалобы.

Чем грозит отказ предъявить документы сотрудникам полиции?

Отказ от предъявления документа при законном требовании сотрудника МВД считается административным правонарушением. У сотрудников полиции имеется право принудительной доставки гражданина в территориальное отделение полиции для выяснения личности и снятия подозрений. Такая возможность установлена ч.13 ст.

13 Закона №3-ФЗ. В полицейском отделении принимаются меры по установлению личности. Согласно ч.1 ст.27.5 КоАП РФ срок такого задержания не может превышать 3 ч. В то же время, при наличии обоснованных подозрений срок может продлиться до 48 ч. Начинается его отсчет от момента доставки гражданина в отделение полиции.

При любом задержании должен быть оформлен протокол. При подтверждении законности проверки грубый отказ гражданина от данной процедуры считается неповиновением законному требованию полицейского. Согласно ст.19.3 КоАП РФ может быть наложено административное наказание в виде штрафа до 1000 рублей или ареста до 15 суток.

Какие документы нужно предоставить?

При проверке полицейский просит предъявить документ, удостоверяющий личность. Основным является паспорт гражданина РФ с отметкой о регистрации. Для некоторых категорий установлены другие удостоверения личности:

  • военный билет для военнослужащих;
  • временное удостоверение, выдаваемое в период оформления паспорта;
  • справка установленной формы для лиц, отбывающих наказание.

В соответствии с Законом сотрудник полиции может препроводить гражданина в отделении при отсутствии паспорта или иного удостоверения личности.

Однако, чаще всего, достаточно иметь при себе ксерокопию документа или любой другой с фотографией и личными данными (например, пропуск или служебное удостоверение). Водительское удостоверение не заменяет паспорт. О том достаточно ли его предъявление, решает сам проверяющий.

При отсутствии необходимого документа, при наличии веских оснований гражданин может быть доставлен в отдел полиции для уточнения личности.

Как выглядит процедура?

Процедура проверки документов проводится в следующем порядке:

  • Сотрудник полиции вежливо останавливает гражданина и представляется, называя звание, должность и фамилию.
  • Излагается суть просьбы и причины.
  • Гражданин предъявляет удостоверение личности. В соответствии с Законом он может представить документ для ознакомления, не выпуская из своих рук. Изъятие документа допускается только при задержании на основании веских причин.
  • Уточняющие вопросы проверяющий может задавать только при наличии серьезных подозрений на совершение правонарушений. При их отсутствии интерес к гражданину является превышением полномочий.

Гражданину не стоит вступать в спор о правомочности проверки, если соблюдены все правила и объяснены причины. При отсутствии паспорта следует объяснить это и предложить другой документ, помогающий установить личность. Если полицейский предлагает направиться в отделение для выяснения личности, то следует подчиниться его требованию.

Нужно ли требовать у сотрудника предъявить удостоверение?

Сотрудник МВД обязан предъявить свое служебное удостоверение по первому требованию гражданина, чью личность он желает проверить. Такую просьбу гражданин должен высказать при наличии малейшего подозрения на правомочность его остановки. Он фиксирует звание, должность, отделение полиции и фамилию полицейского.

Удостоверение можно не просить, если у проверяющего имеется нагрудный знак с номером. Если полицейский допустил нарушения при проверке документов, то гражданин может направить жалобу в вышестоящую инстанцию полиции, в прокуратуру, в службу собственной безопасности МВД. Действенным способом считается обращение к депутату и СМИ.

При существенных нарушениях можно обратиться в суд. Закон РФ дает право сотрудникам полиции проверять документы у граждан при наличии веских оснований. При отказе от законных требований полиции могут последовать административные наказания. Если полицейский превышает полномочия, то любой гражданин может направить жалобу в соответствующую инстанцию.

Проверка документов должна являться мерой обеспечения безопасности людей, а не произволом сотрудников МВД.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристуна сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/vzapase_expert/osnovaniia-dlia-proverki-dokumentov-5d2f56478da1ce00aee596ee

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.