Превышение должностных полномочий рк

Превышение должностных полномочий

Превышение должностных полномочий рк
Злоупотребление должностными полномочиями

2. Превышение должностных полномочий

С объективной стороны рассматриваемое преступление состоит в совершении должностным лицом действий, явно выходящих за преде­лы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и за­конных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (ч. 1 ст. 286 УК).

Такое преступление может быть совершено только путем активных действий. Для установления признаков преступления нужно прежде всего определить объем полномочий, предоставленных этому лицу по соответствующему положению, инструкции, уставу, приказу и т.п.

Если полномочия лица не были превышены, нет состава преступления. Пре­вышение должностных полномочий может иметь место только в тех случаях, когда действия лица связаны с осуществлением им своих обя­занностей по службе, в противном случае лицо отвечает на общих осно­ваниях.

Инспектор районного отделения милиции У.

, избивший потер­певшего, был осужден не за должностное преступление, а за причинение вреда здоровью, так как драка произошла не в связи с выполнением им своих служебных обязанностей, а на почве ссоры, возникшей из личных взаимоотношений с потерпевшим.

Действиями, явно выходящими за пределы полномочий должностного лица, по разъяснению Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г.

, являются: а) действия, относящиеся к полномочиям дру­гого должностного лица, должностного лица другого ведомства или коллективного органа; б) действия, которые могут быть совершены этим должностным лицом, но при наличии определенных обстоя­тельств, например с согласия вышестоящего начальника; в) действия, которые никто и ни при каких обстоятельствах не может совершить, например применение насилия к гражданину, пришедшему на прием к данному должностному лицу.

Признак явного превышения означает очевидность, бесспорность и для самого должностного лица выхода совершаемых им действий за пределы предоставленных полномочий.

Преступление окончено с момента наступления указанных в законе последствий — существенного нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, охраняемых законом интересов общества или государства. На практике эти последствия чаще всего состоят в причи­нении насилия гражданам, ущемлении их законных прав.

С субъективной стороны преступление предполагает только умыш­ленную вину, когда лицо сознает, что совершенные им действия явно, т.е.

очевидно и для него самого, выходят за пределы предоставленных ему полномочий, и желает совершить эти действия. Мотив преступ­ления для квалификации значения не имеет.

Чаще всего практика сталкивается с ложно понятыми интересами службы, карьеризмом, но могут быть также мотивы мести, личной неприязни и другие по­буждения.

Субъектом преступления может быть только должностное лицо. Чаще всего таким субъектом является представитель власти. По данным 1990 г., представители власти составили 70% всех осужденных за рассматриваемое преступление.

Допущенное служащими частных охранных или детективных служб превышение полномочий, предо­ставленных им соответствующей лицензией, влечет ответственность по ст.

203 УК, если такое превышение сопровождалось применением наси­лия или угрозой его применения.

Квалифицирующим признаком преступления (ч. 2 ст. 286) является превышение должностных полномочий лицом, занимающим государ­ственную должность РФ, государственную должность субъекта Феде­рации, или главой органа местного самоуправления.

В ч. 3 ст. 286 УК в качестве особо квалифицирующих предусматри­ваются три обстоятельства. Первое — превышение должностных пол­номочий, совершенное с применением насилия или с угрозой его при­менения.

Такое насилие может выражаться в нанесении потерпевшему ударов, побоев, легкого или средней тяжести вреда здоровью, в истяза­ниях, а равно в лишении его свободы. По ч. 3 ст. 286 УК квалифициру­ется также угроза совершения таких действий, т.е. психическое наси­лие, примененное к потерпевшему.

Если же насилие, примененное к потерпевшему, выразилось в умышленном причинении тяжкого вреда его здоровью или умышленном убийстве, то такие действия должны квалифицироваться по совокупности со ст. 111 или 105 УК.

Второе особо квалифицирующее обстоятельство заключается в при­менении должностным лицом оружия или специальных средств. За такое преступление был осужден работник милиции Е., который в на­рушение служебных полномочий, предоставленных ему Уставом пат­рульно-постовой службы милиции, применил оружие на проспекте, где было много людей.

От произведенных выстрелов был убит Д. и ранена проходившая мимо гражданка А. Под оружием следует понимать любое оружие — огнестрельное, холодное, метательное, пневматичес­кое, газовое. Специальными средствами являются резиновые палки, наручники, слезоточивые газы, водометы и др.

, которые применяются работниками правоохранительных органов.

В качестве третьего особо квалифицирующего обстоятельства в ч. 3 ст. 286 УК указывается на причинение тяжких последствий. Такими последствиями могут быть особо крупный материальный ущерб или причинение иного тяжкого вреда, например причинение смерти по не­осторожности.

Задача № 1

Нигде не работающий Ильин «раздобыл» милицейскую форму и поддельное удостоверение оперуполномоченного отдела по борьбе с экономической преступностью. Явившись в форме на квартиру зам.директора фирмы по продаже недвижимости Нефедову и предъявив ему удостоверение, Ильин вызвал из соседней квартиры двух жильцов, заявив им, что они будут понятыми.

Пользуясь неосведомленностью Нефедова и соседей, Ильин сказал, что протокол обыска будет оформлен потом, а пока он оставляет расписку об изъятии «добытых преступным путем» ценностей (валюты на сумму 500 тыс. долл., телевизора, магнитофона и ценностей жены Нефедова), предложив последнему завтра явиться в 1-е отделение милиции.

Забрав и погрузив в машину «изъятое», Ильин скрылся. Квалифицируйте содеянное.

Решение:

Статья 288 УК РФ – присвоение полномочий должностного лиц. Данная статья устанавливает ответственность за присвоение государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение на этом основании таких действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций.

С объективной стороны состав данного преступления материальный и может быть осуществлен только активными действиями.

Преступление заключается в присвоении полномочий должностного лица и совершении таких действий, которые может совершить только представитель власти или иное должностное лицо, и, кроме того, в причинении этими действиями существенного вреда гражданам или организациям данном случае гр.Нефедову).

Такое присвоение полномочий может выражаться в устном объявлении себя должностным лицом, предъявлении подложных документов, использовании форменной одежды и совершении на этом основании определенных действий ( в данном случае все эти признаки налицо).

Субъектом преступления является любой государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, совершение описанных действий иными лицами не влечет уголовной ответственности по данной статье. Так что действия Ильина квалифицируются по ст.159 УК РФ – мошенничество (хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием.

Сущность этих способов состоит в том, что потерпевший сам передает мошеннику имущества или права на него, полагая, что тот действует правомерно.

Обман может проявляться в сообщении ложных сведений. А конкретные проявления обмана могут быть самыми разнообразными, в том числе выдача себя за должностное лицо.

А также использование виновным подложных документов охватывается составом мошенничества.

Мошенничество считается оконченным с момента завладения чужим имуществом.

Субъектом мошенничества могут быть вменяемые лица, достигшие 16 лет.

Субъективная сторона предполагает наличие прямого умысла. Виновный сознает используемый им обман (Ильин), предвидит причинение имущественного ущерба потерпевшему и желает обратить чужое имущество в свою пользу, получив его от самого потерпевшего.

Квалифицированным признается мошенничество, совершенное …с причинением значительного ущерба гражданину ч.2 п.г или ч.3 п. б – мошенничество, совершенное в крупном размере.

Задача № 2

Следователь прокуратуры З., расследовавший дело по факту обмана покупателей в магазине по продаже продуктов, допросив подозреваемого продавца С., который вину в этом отрицал, принял решение взять его под стражу и вынес об этом постановление, мотивируя это тем, что С.

Упорно не признает своей вины, хотя ему были хорошо известны предусмотренные законом основания заключения под стражу. Прокурор района, в котором работал З., не вникнув в материалы дела, санкционировал постановление и С. Был взят под стражу. Разрешите создавшуюся ситуацию.

Решение:

Действия следователя прокуратуры З. квалифицируются по ст. 285 УК РФ – злоупотребление должностными полномочиями.

Объективная сторона данного преступления заключается в том, что должностное лицо незаконно использует свои служебные полномочия и предоставленные ему права и вследствие этого причиняет существенный вред гражданам, организациям, обществу, государству. Такое использование может быть осуществлено как путем действия, так и путем бездействия, которые связаны с осуществлением им своих прав и обязанностей по службе.

Совершенными вопреки интересам службы признаются такие действия, которые противоречат целям и задачам, возложенным на данный государственный или муниципальный орган.

С субъективной стороны рассматриваемое преступление требует наличия умышленной вины и, кроме того, корыстной или иной личной заинтересованности.

Умышленная вина может быть установлена в том случае, когда должностное лицо сознает, что использует свои служебные полномочия вопреки интересам службы, предвидит, что своими действиями (бездействием) причиняет вред законным интересам граждан, и, желает либо сознательно допускает причинение такого вреда или относится к его наступлению безразлично.

Субъектом преступления является должностное лицо.

Квалифицирующим обстоятельством, предусмотренным в ч.2 ст.285 УК РФ, является совершение этого преступления лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления.

В ч.3 ст.285 УК РФ предусмотрено особо квалифицирующее обстоятельство – наступление тяжких последствий. В соответствии с разъяснением , данным в п.

10 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990г, такими последствиями следует признать дезорганизацию работы соответствующего органа, причинение крупного материального ущерба, причинение тяжкого вреда здоровью граждан и другие последствия, если они находятся в причинной связи с допущенным лицом злоупотреблением своим служебным положением.

Список использованной литературы:

1.Преступность и правонарушения. М., 1996.

2.Российское уголовное право. Особенная часть. Под ред. В.Н.Кудрявцева

3.УК РФ. 1997

3.Бюллетень ВС СССР 1981 № 6

4.Бюллетень ВС РС 1994 № 11

5.Бюллетень ВС СССР 1987 № 5

6.Бюллетень ВС РФ 1992 № 47.

7.Бюллетень ВС РФ 1995 № 4

8.Постановление Пленума ВС СССР от 30.03.1990

9.Известия 1996 от 29 ноября

10.Российская газета 1993 от 13 февраля.

11.Российская газета 1995 от 3 августа

12. СЗ РФ 1995 № 35 ст.3506, 1996 № 23 ст. 2750

Злоупотребление должностными полномочиями

… его. Б.С. Утевскийписал: “Именноуправлениегосударством…,интересы этогоуправленияв той или иной,большей илименьшей степенистрадают отдолжностныхпреступлений”3.Во-вторых, изменитьпонятие должностноголица, как этопредлагаетсделать Д.Н.Бахрах. В-третьих,предусмотретьуголовнуюответственностьза получениенезаконноговознагражденияот гражданлицом, не являющимсядолжностным(как …

… и службы в органах местного самоуправления, получение взятки является посягательством на нормальную деятельность публичного аппарата управления.

Однако с учетом характера преступления можно отметить некоторые специфические особенности его непосредственного объекта. В новом законе отчетливо подчеркнут имущественный характер предмета взятки.

Получение должностным лицом различного рода услуг …

… другими лицами предупредительных мер; в) присвоение, растрата или истребление вверенного по службе имущества; г) служебный подлог; д) вымогательство.

* Важное значение для решения вопросов об ответственности за должностные преступления имело принятие VIII Всероссийской конференцией РКП (б) нового Устава партии (декабрь 1919г.).

В качестве мер за неисполнение постановлений высших организаций и …

… наступленияпоследствий,к которым относятся:имущественныйущерб, причиненныйгражданам илиорганизациям,нарушениеконституционныхправ и свободграждан, подрывавторитетагосударственныхи муниципальныхорганов, созданиепомех, сбоевв работе, нарушениеобщественногопорядка, сокрытиепреступленийи др. Имущественныйущерб можетбыть как реальным,так и неполучениемдолжного илиупущенной …

Источник: https://www.KazEdu.kz/referat/147912/2

Анализ статьи 308 УК РК превышение власти или должностных полномочий

Превышение должностных полномочий рк

В статье был проведен анализ признаков преступления за превышения власти и должностных полномочий. Были рассмотрены объект преступления, объективная сторона, субъект преступления, субъективная сторона, а также состав преступления.

Преступления, предусмотренные в нормах гл. 13 УК РК «Коррупционные и иные преступления против государственной службы и государственного управления», обладают рядом общих признаков:

  1. Они могут быть совершены специальным субъектом — должностным лицом (большинство преступлений) или государственным служащим и служащим органа местного самоуправления. Исключение составляет лишь ст. УК о даче взятки, где субъект общий.
  2. Эти преступления совершаются единственно благодаря служебному положению и не связаны со служебной необходимостью.
  3. Данные деяния нарушают правильную, законную деятельность государственного аппарата и аппарата местного самоуправления, совершаются вопреки интересам службы.
  4. Рассматриваемые преступления могут быть совершены лицами, занимающими должности в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных учреждениях, Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях.

Одним из основных составов главы 13 УК РК является превышение власти или должностных полномочий (ст. 308 УК РК).

Также превышение власти или должностных полномочий является одним из особых видов злоупотребления должностными полномочиями. Основное отличие этого вида преступления от состава должностного злоупотребления (ст.

307 УК) состоит в том, что при должностном злоупотреблении незаконное действие совершается в рамках обычного круга деятельности должностного лица; при превышении, напротив, действие фактически явно выходит за эти пределы прав и полномочий [1].

Превышение власти или должностных полномочий является одним из особых видов злоупотребления должностными полномочиями. Основное отличие этого вида преступления от состава должностного злоупотребления (ст.

307 УК) состоит в том, что при должностном злоупотреблении незаконное действие совершается в рамках обычного круга деятельности должностного лица; при превышении, напротив, действие фактически явно выходит за эти пределы прав и полномочий.

В ст. 308 УК РК предусмотрена разная ответственность по п. 1 и п.

2 данной статьи: превышение власти или должностных полномочий, то есть совершение лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом действий, явно выходящих за пределы его прав и полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства наказывается по п. 1 ст. 308 УК РК, при этом то же деяние, совершенное должностным лицом наказывается более сурово.

Для установления признаков рассматриваемого преступления необходимо точно установить объем полномочий, предоставленных данному должностному или уполномоченному лицу.

Права и полномочия за пределы, которых выходит виновное лицо, совершая рассматриваемое преступление, определяются законами и подзаконными актами: 

  • постановлениями, распоряжениями, приказами, инструкциями, уставами, циркулярами, доверенностями и т.д.
  • Объектом превышения власти или должностных полномочий, как и иных служебных преступлений, является нормальная деятельность государственного аппарата.

Превышение власти или должностных полномочий лицом может быть совершено только в связи с осуществлением им своих должностных обязанностей.

Если совершенные виновным лицом деяния не связаны с его служебными полномочиями, состав предусмотренного статьей 308 УК преступления отсутствует.

То есть при полном отрыве совершенных неправомерных действий от прав и полномочий должностного лица эти действия, при наличии соответствующих признаков, рассматриваются как преступление, не являющееся должностным.

С объективной стороны это преступление характеризуется 3-мя обязательными признаками: совершение действий, явно выходящих за пределы прав и полномочий должностного лица, предоставленных ему законом; общественно-опасные последствия в виде перечисленных в этой статье закона нарушений; наличие причинной связи между выходом лица за пределы полномочий и наступившими последствиями [2].

Действиями, явно выходящими за пределы полномочий должностного или уполномоченного лица, по разъяснению указанного выше постановления Пленума Верховного Суда бывшего СССР от 30 марта 1990 года могут быть:

  • действия, которые имеет право совершить лишь вышестоящее должностное лицо данного ведомства (например, декан факультета университета присваивает себе функции приема и увольнения сотрудников факультета, хотя эти функции по закону свойственны лишь ректору высшего учебного заведения);
  • действия, входящие в компетенцию должностного лица другого ведомства (например, право производства обыска принадлежит органам дознания, следствия, прокуратуры и суда и поэтому отдача распоряжения о производстве обыска сельского Акима должна расцениваться как превышение власти);
  • действия, входящие в компетенцию коллегиального органа (например, выдача лечащим врачом справки об инвалидности, хотя по закону такие справки может выдавать только врачебно-трудовая экспертная комиссия);
  • действия, хотя и входящие в компетенцию данного должностного лица, но допустимые лишь при наличии указанных в законе и ином нормативном акте условий (применение оружия не в момент нападения преступника);
  • действия, которые неправомочны, совершать ни одно должностное лицо или орган (в частности, применение в отношении подчиненных насилия, оскорбляющего личное достоинство потерпевшего) [3].

Для наличия состава преступного превышения власти или должностных полномочий необходимо наступление вредных последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства и причинной связи между действиями лица и последствиями.

К существенному нарушению прав и законных интересов граждан, организаций либо охраняемых законом интересов общества, государства следует отнести, прежде всего, причинение существенного материального вреда правоохраняемым объектам.

Материальный вред подразделяется на: имущественный, личностный и организационный.

Имущественный вред должен определяться соответственно в денежном выражении в кратном размере минимального расчетного показателя, установленного законодательством республики на момент совершения преступления.

Личностный вред можно считать существенным, если он проявляется в нанесении легкого, средней тяжести вреда здоровью потерпевшего. 

Организационный вред заключается в приостановке работы предприятий, учреждений, организаций, прекращении выпуска продукции, создании помех и сбоев в их работе и т.п.

Существенным вредом также является нарушение основных конституционных прав и свобод граждан, подрыв авторитета соответствующего органа, сокрытие тяжких преступлений и т.д.

Критериями материального вреда являются степень отрицательного влияния деяния на нормальную работу конкретного предприятия, учреждения, размер причиненного ущерба, число пострадавших, тяжесть морального, физического и имущественного вреда.

Имущественный, личностный, организационный вред носят оценочный характер, а степень морального вреда не поддается оценке в денежном выражении.

Совокупность вышеприведенных нарушений прав и законных интересов граждан, организаций либо охраняемых законом интересов общества, государства составляет по конкретным обстоятельствам дела общественно опасные последствия указанных видов преступлений должностных лиц.

Отсутствие существенного нарушения прав как необходимого признака состава превышения власти или должностных полномочий исключает уголовную ответственность по статье 308 УК.

Признак явного нарушения означает очевидность, бесспорность выхода совершаемых действий за пределы предоставленных полномочий.

Преступление является оконченным с момента наступления последствий, указанных в законе, а именно существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. На следственно-судебной практике эти последствия проявляются в виде причинения физического или психического насилия [4].

Насилие при превышении власти может быть физическим и психическим Физическое насилие при превышении власти или служебных полномочий может проявляться в причинении потерпевшему телесных повреждений, ударов, побоев, истязаний, незаконном лишении свободы.

Психическое насилие при превышении власти может выразиться и в угрозе совершения физического насилия, и в угрозе причинения телесных повреждений, смерти, запугивания с целью облегчить совершение преступления и принудить потерпевшего совершить определенные действия (или бездействия) и в других формах. Психическое насилие может выражаться словами, письменно, жестами, телодвижениями и исходит от субъекта преступления, при этом угроза может быть высказана не только в отношении потерпевшего, но и его родственников, близких.

Необходимым признаком объективной стороны превышения должностных полномочий является причинная связь между выходом лица за пределы предоставленных ему полномочий и последствием в форме одного из нарушений, указанных в законе.

Рассматриваемое преступление с субъективной стороны может быть совершено лишь умышленно.

Виновный сознает, что он совершает действия, явно выходящие за пределы его служебных полномочий, предвидит, что своими действиями причиняет существенный вред законным интересам и правам, указанным в законе, и желает превысить свои полномочия и причинить ущерб правоохраняемым объектам или сознательно допускает их нарушение, либо безразлично относится к этому. Мотив преступления для квалификации значения не имеет.

Субъектом преступления может быть должностное лицо или уполномоченной лицо из числа государственных служащих.

К лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, относятся должностные лица, депутаты Парламента и маслихатов, судьи и все государственные служащие в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственной службе. 

К лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, приравниваются:

  • лица, избранные в органы местного самоуправления;
  • граждане, зарегистрированные в установленном законом порядке в качестве кандидатов в Президенты Республики Казахстан, депутаты Парламента Республики Казахстан и маслихатов, а также в члены выборных органов местного самоуправления;
  • служащие, постоянно или временно работающие в органах местного самоуправления, оплата труда которых производится из средств государственного бюджета Республики Казахстан;
  • лица, исполняющие управленческие функции в государственных организациях и организациях, в уставном капитале которых доля государства составляет не менее тридцати пяти процентов.

Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, а также в Вооруженных Силах Республики Казахстан, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан [5].

В части 3 анализируемой статьи сформулировано новое, не известное ранее квалифицирующее обстоятельство превышение власти или должностных полномочий лицом, занимающим ответственную государственную должность.

Часть 4 рассматриваемой статьи в качестве особо квалифицирующего обстоятельства называет наступление тяжких последствий.

Таким последствием может явиться причинение потерпевшему смерти по неосторожности или причинение особо крупного материального ущерба, или иной тяжкий вред, а также совершение этого преступления с применением насилия или угрозы его применения; с применением оружия или специальных средств; в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц или организаций либо нанесения вреда другим лицам или организациям [6, 7].

Таким образом, в УК РК ст.

308 содержит уголовную ответственность за превышение власти или должностных полномочий: «Превышение власти или должностных полномочий, то есть совершение лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом действий, явно выходящих за пределы его прав и полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, –наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

То же деяние, совершенное должностным лицом –наказывается штрафом в размере от трехсот до семисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до семи месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

  1. Уголовный кодекс Республики Казахстан от 16 июля 1997 года № 167-I
  2. Уголовное право Республики Казахстан. Особенная часть. Учебник / Под ред. И.Ш. Борчашвили и С.М. Рахметова. В 2-х частях. Часть 2.Алматы: Институт «Данекер», 2000, С. 293 
  3. Уголовный Кодекс Казахской ССР от 22 июля 1959 г.
  4. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд. М., 1997. С. 579
  5. Уголовное право. Особенная часть. Учебник для вузов. Ответственные редакторы: доктор юридических наук, профессор И. Я. Козаченко, доктор юридических наук, профессор З. А. Незнамов, кандидат юридических наук, доцент Г. П. Новоселов. — М.: Издательская группа ИНФРА • М— НОРМА, 1998, С. 592
  6. Трайнин А.Н. Состав, преступления по советскому уголовному праву. М., 1961. С. 174;
  7. Трайнин А.Н. Общее учение о составе преступления. M., l 957. С. 12

Фамилия автора: Ботантаев В. Р.

Источник: https://articlekz.com/article/20122

Превышение полномочий власти ст.308 УК РК

Превышение должностных полномочий рк

Непосредственным объектомпревышения власти или должностных полномочий является нормальная деятельность государственных органов, органов местного самоуправления.

Дополнительным объектомв ряде случаев может быть честь, достоинство, свобода, здоровье человека, его конституционные права, отношения собственности, другие права и законные интересы граждан или организаций, охраняемые законом интересы общества или государства.

Объективная сторона данного преступлениявыражается в совершении лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций,либо приравненным к нему лицом действий, явно выходящих за пределы его прав и полномочий.

Рассматриваемый состав преступления является материальным, поэтому для его наличия необходимо наступление общественно опасных последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства и причинной связи между указанным деянием и наступившими последствиями.

Превышение лицом своих прав и полномочий может выражаться в следующих формах: а)лицо совершает действия, входящие в компетенцию другого должностного лица, в том числе вышестоящего (заместитель Акима района совершает действие, входящее в компетенцию Акима); б)лицо единолично совершает действие, входящее в компетенцию коллегиального органа (секретарь Маслихата издаёт акт от имени этого органа без обсуждения и принятия соответствующего решения на сессии Маслихата); в)лицо совершает действие, являющееся правомерным лишь при наличии особых условий (работник полиции применяет оружие без достаточных для этого оснований; г)лицо совершает действие, которое никто ни при каких условиях совершать не вправе (руководитель государственного органа наносит побои своему подчинённому). Для того, чтобы констатировать превышение прав и полномочий лица необходимо знать их точный объём, который определяется различными правовыми актами: законами, подзаконными НПА, должностными инструкциями, ведомственными приказами и др. При этом важно, чтобы акт, наделяющий лицо тем или иным полномочием, сам соответствовал закону. В противном случае вступают в действие положения ч.02 ст.37, согласно которой лицо, выполнившее заведомо незаконный приказ, несёт ответственность на общих основаниях. Например, приказ начальника органа внутренних дел о применении к подозреваемым в совершении преступления пытки является незаконным и его нельзя рассматривать в качестве акта, наделяющего следователя правом применения насилия к допрашиваемым.

Что касается таких признаков объективной стороны рассматриваемого преступления, как последствия и причинная связь, то их характеристика совпадает с рассмотренными в комментарии к ст.307 соответствующими признаками объективной стороны злоупотребления должностными полномочиями.

С субъективной стороны данное преступлениехарактеризуется прямым или косвенным умыслом. При этом виновный должен чётко сознавать, что его действия явно, т.е.

очевидно, в первую очередь, для него самого превышают его должностные полномочия, предвидеть наступление последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства и желать этих последствий, либо сознательно допускать их наступления или относиться к этому безразлично. В отличие от злоупотребления должностными полномочиями для рассматриваемого состава не обязательно наличие в действиях субъекта специальной цели. Мотивы преступления на квалификацию также не влияют, хотя и могут учитываться судом при назначении наказания. Субъектом преступленияпо ч.01 комментируемой статьи является лицо, уполномоченное на выполнение государственных функции (см. примечание 02 к ст.307), по ч.02 – должностное лицо (см. примечание 03 к ст.397), а по ч.03 – лицо, занимающее ответственную государственную должность (см. примечание 04 к ст.307). Ст.307. Примечания: 2. К лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, приравниваются: 1) лица, избранные в органы местного самоуправления; 2) граждане, зарегистрированные в установленном законом порядке в качестве кандидатов в Президенты Республики Казахстан, депутаты Парламента РК и маслихатов, а также в члены выборных органов местного самоуправления; 3) служащие, постоянно или временно работающие в органах местного самоуправления, оплата труда которых производится из средств государственного бюджета РК. Ст.307. 3. Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, а также в Вооруженных Силах РК, других войсках и воинских формированиях РК. 4. Под лицами, занимающими ответственную государственную должность, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РК, конституционными и иными законами РК для непосредственного исполнения функций государства и полномочий государственных органов, а равно лица, занимающие согласно законодательству РК о государственной службе политические должности государственных служащих.

Квалифицирующие признаки. То же деяние, совершенное должностным лицом. 3. То же деяние, совершенное лицом, занимающим ответственную государственную должность. 4.

Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия либо совершенные: а) с применением насилия или угрозы его применения; б) с применением оружия или специальных средств; в) в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц или организаций либо нанесения вреда другим лицам или организациям.

Дача взятки ст.312 УК РК

Дача взятки (ст. 312 УК РК). – Дача взятки лицу, уполномоченному на выполнение государственных функций, либо приравненному к нему лицу лично или через посредника.

Объектом данного преступления являются интересы государственной службы и государственного управления.

Предмет дачи взятки совпадает с предметом преступления, предусмотренного ст.311, т.е. предметом могут быть деньги, ценные бумаги, иное имущество, право на имущество, выгоды имущественного характера.

Объективная сторона дачи взятки (ч.01 ст.312) выражается в даче взятки лицу, уполномоченному на выполнение государственных функций либо приравненному к нему лицу лично или через посредника. Данный состав преступления является формальным.

Дача взятки считается оконченной с момента принятия её в полном объёме или в части взяткополучателем независимо от того, выполнило оно какие – либо действия (бездействие) в интересах взяткодателя или представляемых им лиц или нет.

Принятие виновным взятки является обязательным условием для признания дачи взятки оконченным преступлением.

Если лицо не приняло взятку (отвергло её, либо не успело принять), то содеянное квалифицируется как покушение на дачу взятки либо, при соответствующих обстоятельствах, как провокация взятки либо коммерческого подкупа (ст.349).

С субъективной стороны дача взятки характеризуется прямым умыслом и наличием цели склонить взяткополучателя к совершению в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), указанных в части 01 ст.311.

Субъект должен сознавать, что даёт лицу, уполномоченному на выполнение государственных функций либо приравненному к нему лицу взятку за совершение в свою пользу или пользу представляемых им лиц действий (бездействия) либо за общее покровительство или попустительство по службе.

Как отметил Пленум Верховного Суда РК в указанном выше постановлении, «действия виновных должны признаваться дачей и получением взятки и в тех случаях, когда условия получения ценностей, услуг или льгот хотя специально не оговариваются, но участники преступления сознают, что взятка вручается с целью удовлетворения и интересов взяткодателя. При этом взяткодатель должен сознавать, что обусловленные взяткой действия (бездействие) взяткополучателя входят в круг служебных полномочий последнего либо взяткополучатель в силу своего должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию). Передача ценностей с другой целью (например, рассчитывая тем самым добиться его расположения и попросить руки его дочери) не образует состава дачи взятки.

Субъектом дачи взятки может быть любое лицо, достигшее 16 – летнего возраста.

Квалифицирующие признаки. Дача взятки должностному лицу, а равно дача взятки за совершение заведомо незаконных действий (бездействия). 3. Дача взятки лицу, занимающему ответственную государственную должность. 4.

Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, если они совершены: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) в крупном размере; в) неоднократно. 5.

Деяния, предусмотренные частями первой, второй, третьей или четвертой настоящей статьи, если они совершены в особо крупном размере



Источник: https://infopedia.su/9x4a62.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.