Система судов общей юрисдикции и арбитражных судов

Звено и инстанция судебной системы Российской Федерации | Студент-Сервис

Система судов общей юрисдикции и арбитражных судов

Суды, входящие в судебную систему, наделяются различными судебными полномочиями и выполняют различные процессуальные функции.

Судебные полномочия – компетенция суда.

Процессуальные функции – определенное направление деятельности суда по осуществлению правосудия (рассмотрение дела по существу, проверка законности и обоснованности ранее принятого решения и т.п.).

Звено судебной системы – это суды, наделенные законом однородными полномочиями (например, суды, полномочные рассматривать дела только по существу, суды, рассматривающие дела по существу и в апелляционном порядке, суды, рассматривающие дела по существу, в кассационном и в надзорном порядке) и занимающие одинаковое организационное место в судебной системе.

Система судов общей юрисдикции включает следующие звенья:

  • первое (низшее) – мировые судьи, действующие на судебных участках соответствующего района, -> рассматривают судебные дела только по существу;
  • второе (основное) – районные, городские (в городах без районного деления) -> рассматривают определенные дела по существу и в апелляционном порядке;
  • третье звено (среднее) – верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов -> рассматривают дела и по существу и проверяют законность и обоснованность судебных решений в апелляционном и кассационном порядке;
  • высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с ФКЗ “О судебной системе Российской Федерации” и федеральными законами, является Верховный Суд РФ, который -> осуществляет судебный надзор за деятельностью федеральных судов, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные дела, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций. Кроме того, Верховный Суд РФ рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Военные суды включают первое (основное) звено – гарнизонные военные суды и второе (среднее) звено – окружные (флотские) военные суды. Вышестоящей инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам является Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ (ст. 10 Закона о военных судах).

Арбитражные суды Российской Федерации включают:

  • первое (низшее, основное) звено – арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов -> рассматривают подведомственные им дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, только по существу. В районах арбитражные суды не образуются;
  • второе звено – арбитражные апелляционные суды создаются на определенной экономико-географической территории определенных соседних субъектов РФ -> проверка законности и обоснованности решений арбитражных судов субъектов РФ, не вступивших в законную силу.

Наименование этих судов дано в указанном законе с использованием имен числительных (Первый апелляционный суд, Второй апелляционный суд и т.д.). По состоянию на 1 сентября 2014 г. в Российской Федерации образован 21 арбитражный апелляционный суд;

  • третье звено – арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды) создаются на одной экономико-географической территории определенных соседних субъектов РФ, объединенных в соответствующий федеральный арбитражный округ, -> проверка законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов РФ и арбитражных апелляционных судов.

В соответствии с Законом об арбитражных судах в России учреждено 10 арбитражных судов округов: Волго-Вятский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный, Западно-Сибирский, Московский, Поволжский, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Уральский, Центральный.

Вышестоящей судебной инстанцией по отношению к арбитражным судам округов является Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ. Она рассматривает в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам дела, отнесенные к подсудности Верховного Суда РФ, и осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

По характеру выполняемых процессуальных функций суды судебной системы Российской Федерации подразделяются на: суды первой инстанции, суды второй (апелляционной) инстанции, суды кассационной инстанции, суд надзорной инстанции.

Судебная инстанция – суд или его структурное подразделение (судебная коллегия, президиум), выполняющие строго определенную процессуальную функцию, связанную с рассмотрением и разрешением гражданского, уголовного дела по существу, либо по проверке законности и обоснованности ранее принятого по делу судебного постановления в апелляционном, кассационном или надзорном порядке.

Суд первой инстанции – суд, который рассматривает дело по существу и выносит по нему первичное решение. В этой инстанции в состязательном процессе непосредственно исследуются доказательства, выслушиваются стороны (истцы и ответчики, обвинители и защитники) и от имени государства выносится судебное решение (постановление, определение, приговор).

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

В качестве суда первой инстанции выступают все суды общей юрисдикции (мировые судьи, районные суды, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, гарнизонные военный суды, окружные (флотские) военные суды, судебные коллегии Верховного Суда РФ) в пределах своих полномочий (подсудности).

В системе арбитражных судов судами первой инстанции являются арбитражные суды субъектов РФ, Суд по интеллектуальным правам и Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ.

Каждое звено той или иной системы судов имеет свою подсудность дел по первой инстанции. Подсудность дел определяется процессуальным законодательством: Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Гражданским процессуальным кодексом РФ, Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

Суд второй инстанции – суд или его структурное подразделение (судебная коллегия, апелляционная коллегия), которые по апелляционной жалобе участников судебного разбирательства или представлению прокурора проверяют законность и обоснованность судебных постановлений суда первой инстанции, не вступивших в законную силу.

Апелляционное рассмотрение дела – пересмотр вышестоящим судом (апелляционной инстанцией) решения нижестоящего суда, с участием сторон, с новым исследованием ранее рассмотренных и вновь представленных доказательств, с вынесением в том числе и нового судебного решения.

Судами апелляционной инстанции в системе федеральных судов общей юрисдикции являются:

  • районный суд -> рассматривает апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района;
  • судебные коллегии верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа -> рассматривают апелляционные жалобы, представления на решения районных судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в силу, а также на промежуточные судебные решения верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, вынесенные ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции.

Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ -> рассматривает в качестве суда второй (апелляционной) инстанции дела, подсудные Верховному Суду РФ, решения по которым в качестве суда первой инстанции вынесены Судебными коллегиями Верховного Суда РФ.

В системе арбитражных судов апелляционной инстанцией являются арбитражные апелляционные суды.

Эти суды рассматривают апелляционные жалобы на решения арбитражных судов субъектов РФ, не вступившие в законную силу, отнесенные к юрисдикции данного апелляционного арбитражного суда.

В кассационном порядке суд проверяет законность и обоснованность судебного постановления нижестоящего суда, вступившего в законную силу.

Судами кассационной инстанции в системе судов общей юрисдикции являются:

  • президиум верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, которые -> рассматривают дела по кассационным жалобам, представлениям на апелляционные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов и на вступившие в законную силу решения районных судов и мировых судей;
  • президиум окружного (флотского) военного суда -> рассматривает кассационные жалобы, представления на апелляционные решения окружных (флотских) военных судов и на вступившие в законную силу судебные постановления гарнизонных военных судов.

Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по административным делам и Судебная коллегия по уголовным делам, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ -> проверяют законность и обоснованность судебных постановлений, вынесенных президиумами верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов; на апелляционные постановления верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов, а также на вступившие в законную силу судебные постановления районных судов, гарнизонных военных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения были обжалованы в президиум соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа окружного (флотского) военного суда.

К кассационной инстанции в системе арбитражных судов относятся:

  • арбитражные суды округов -> проверяют законность и обоснованность решений арбитражных судов субъектов, вступивших в законную силу, а также постановления арбитражных апелляционных судов;
  • Суд по интеллектуальным правам -> проверяет в качестве кассационной инстанции рассмотренные им дела по первой инстанции и дела о защите интеллектуальных прав, рассмотренные арбитражными судами субъектов РФ по первой инстанции и арбитражными апелляционными судами.

Надзорная инстанция – суд, наделенный полномочиями по пересмотру судебных постановлений, вступивших в законную силу, в порядке надзора по жалобам лиц, участвующих в деле, и других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями.

В качестве суда надзорной инстанции для судов, образованных в соответствии с Федеральным конституционным законом “О судебной системе Российской Федерации”, выступает только Президиум Верховного Суда РФ. Виды решений, которые могут быть обжалованы в Президиум Верховного Суда РФ, определены в ст. 391.1 ГПК РФ и ст. 412.1 УПК РФ.

Суды, рассматривающие дела в апелляционном порядке, считаются вышестоящими по отношению к судам первой инстанции.

Например, районный суд является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района (ст. 21 Закона о судебной системе РФ).

Суды, рассматривающие дело в кассационном порядке, считаются вышестоящими по отношению к судам, принимавшим ранее решение по делу.

Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/zveno-i-instantsiya-sudebnoj-sistemy-rossijskoj-federatsii/

Организация системы правосудия

Система судов общей юрисдикции и арбитражных судов

Правосудие представляет собой вид государственной деятельности, направленной на разрешение споров о праве, то есть решение различных социальных конфликтов, связанных с нарушением или предполагаемым нарушением норм права.

Оно осуществляется специальными государственными органами – судами, от имени государства, путем рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных, административных и иных дел. Видом государственной власти, обладающей полномочиями на осуществление правосудия, является судебная власть.

Правовой основой осуществления правосудия в РФ является Конституция РФ (гл. 7), а также Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ “О судебной системе Российской Федерации”.

Судебная система представляет собой упорядоченное построение судов с их компетенцией, определенными целями и задачами.

Судебная система РФ включает в себя федеральные суды и суды субъектов РФ (рис. 2.1).

К федеральным судам относятся:

К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды и мировые судьи.

Совокупность судов, наделенных однородными полномочиями, составляет звено судебной системы.

Конституционный Суд РФ является однозвенным и функционирует в масштабе всей Российской Федерации.

Суды общей юрисдикции состоят из трех звеньев: основное звено – районные суды; среднее звено – суды субъектов РФ; высшее звено – Верховный Суд РФ.

Аналогичным образом подразделяются специализированные (арбитражные и военные) суды: основное звено, соответственно, – суды армий, соединений и гарнизонов, а также и арбитражные суды субъектов РФ; среднее звено – суды военных округов и флотов, а также арбитражные апелляционные суды и федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды); высшее звено – Коллегия по делам военнослужащих и Коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ.

Подсудность – это определяемое признаками юридического дела свойство, в зависимости от которого дело рассматривается тем или иным судом.

Например, умышленное убийство без отягчающих обстоятельств, квалифицируемое по ч. 1 ст.

105 УК РФ, подлежит рассмотрению районным (городским) судом; в то же время умышленное убийство, совершенное при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 105 УК РФ), рассматривается судом субъекта РФ.

Инстанция – это судебный орган (суд), управомоченный на выполнение определенных функций по осуществлению правосудия, то есть принятию решений по существу дела и проверке законности и обоснованности этих решений.

Выделяют суды первой, второй (кассационной) и надзорной инстанций.

Суд первой инстанции уполномочен принимать решение по существу тех вопросов, которые являются основными для данного дела. По уголовным делам это вопросы о признании (непризнании) подсудимого виновным и о применении (неприменении) к нему уголовного наказания.

По гражданским делам это разрешение вопроса о доказанности (недоказанности) гражданского иска и принятие в этой связи судебного решения об его удовлетворении (или отказе). В зависимости от подсудности судом первой инстанции может быть любое звено судебной системы.

Суд второй (кассационной) инстанции проверяет законность и обоснованность вынесенного судом первой инстанции приговора (решения), не вступившего в законную силу. В качестве суда кассационной инстанции для судов общей юрисдикции может выступать только вышестоящий суд по отношению к суду, вынесшему обжалуемый приговор (решение).

Суд надзорной инстанции проверяет законность и обоснованность приговоров и иных судебных решений, вступивших в законную силу, в порядке апелляции. Полномочиями судов надзорной инстанции обладают только суды среднего и высшего звена.

Для выражения интересов судей как носителей судебной власти в установленном законом порядке формируются органы судейского сообщества. Высшим органом судейского сообщества в России является Всероссийский съезд судей, который формирует Совет судей РФ и Высшую квалификационную коллегию судей РФ.

Обеспечение деятельности судов и органов судейского сообщества осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде РФ и входящими в его систему органами. Руководитель Судебного департамента при ВС РФ назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного Суда РФ с согласия Совета судей РФ.

Организация конституционного судопроизводства в Российской Федерации

Конституционное судопроизводство в России осуществляется Конституционным Судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов РФ. Важнейшая функция этих судов – конституционный контроль, то есть судебная деятельность по установлению конституционности (соответствия Конституции РФ, конституциям (уставам) субъектов РФ) правовых актов.

Конституционный Суд РФ (КС РФ) состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Правовой основой деятельности КС РФ является Конституция РФ, а также Федеральный конституционный закон “О Конституционном Суде Российской Федерации” от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ (ред. от 04.06.2014 г.).

К полномочиям Конституционного Суда РФ относятся следующие вопросы.

  • Разрешение дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, а также нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций и иных нормативных актов субъектов РФ, договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, не вступивших в законную силу международных договоров РФ.
  • Разрешение споров о компетенции между федеральными органами государственной власти, между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, между высшими государственными органами субъектов РФ.
  • Проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан, а также по запросам судов. При этом нормативные акты и их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают свою силу, а не соответствующие Конституции международные договоры не подлежат введению в действие и применению на территории РФ.
  • Толкование Конституции РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ и органов законодательной власти субъектов РФ, носящее официальный и обязательный характер.
  • Дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ.
  • Проверка на соответствие Конституции РФ вопросов, выносимых на общероссийский референдум.
  • Законодательная инициатива по вопросам своего ведения. Конституционный Суд РФ рассматривает и разрешает большинство дел в заседаниях с проведением слушаний, а в случаях, когда вопрос о конституционности нормативного правового акта может быть разрешен на основании содержащихся в ранее принятых постановлениях КС РФ правовых позиций и проведение слушания не является необходимым для обеспечения прав заявителя – гражданина или объединения граждан, – также без проведения слушаний.

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ могут создаваться в субъектах Российской Федерации в качестве высшего органа судебной власти по защите конституционного строя субъекта РФ.

Например, в Санкт-Петербурге таким органом является Уставный суд Санкт-Петербурга, правовой основой деятельности которого является Закон Санкт-Петербурга “Об Уставном суде Санкт-Петербурга” от 05.06.

2000 г. № 241-21.

Организация судов общей юрисдикции и специализированных судов в Российской Федерации

Система судов общей юрисдикции в России является трехзвенной и состоит из основного, среднего и высшего звена. Ее составной частью являются также военные, арбитражные и иные специализированные суды.

В системе судов общей юрисдикции основным звеном является районный суд. Помимо уголовных и гражданских дел, отнесенных по закону к компетенции данного суда, он рассматривает также материалы о подведомственных ему административных правонарушениях (жалобы относительно законности и обоснованности ареста, о продлении срока содержания под стражей и др.).

В состав районного суда входят председатель и федеральные судьи. В ряде случаев в штаты суда могут быть введены должности заместителя председателя суда, судьи по исполнительному или административному производству. Судьи судов основного звена назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ с учетом мнения представительного (законодательного) органа субъекта РФ.

Суды субъектов РФ являются в системе судов общей юрисдикции судами среднего звена. Они имеют следующую типовую структуру.

  • Президиум суда, состоящий из председателя, заместителей председателя и членов суда в составе, утвержденном Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ. Президиум суда субъекта РФ выступает надзорной инстанцией для решений районных судов, а также кассационной инстанцией для решений собственных судебных коллегий, действующих в качестве суда первой инстанции. Президиум суда среднего звена разрешает также вопросы о пересмотре дел по вновь открывшимся обстоятельствам и осуществляет определенные организационные функции (утверждает составы судебных коллегий, заслушивает их отчеты и т. д.).
  • Судебные коллегии по уголовным, гражданским и административным делам возглавляются председателями, являющимися одновременно заместителями председателя суда. В качестве суда первой инстанции они рассматривают уголовные и гражданские дела, отнесенные законом к их компетенции, либо принятые к своему производству. Судебные коллегии по уголовным делам рассматривают дела о наиболее опасных преступлениях (умышленные убийства при отягчающих обстоятельствах, бандитизм, терроризм и др.). В отношении гражданских и административных дел суды среднего звена с согласия сторон вправе изъять любое дело из подведомственного им суда основного звена и рассмотреть его по первой инстанции. Судебные коллегии по уголовным, гражданским и административным делам проверяют также законность и обоснованность решений районных судов, не вступивших в законную силу, действуя, таким образом, в качестве суда кассационной инстанции. В установленных законом случаях судебные коллегии рассматривают поступившие из президиума суда дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

Верховный Суд РФ (ВС РФ) после реформы, с 6 августа 2014 г., является единственным высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, атакже по экономическим спорам.

В его состав вошли 170 судей, отобранных на конкурсной основе из прежнего состава Верховного Суда РФ и ликвидированного Высшего арбитражного суда РФ (ВАС РФ); при этом досрочно своих постов лишились 38 из 99 судей ВС РФ и 29 из 45 судей ВАС РФ.

Инициаторы реформы ВС РФ стремились обеспечить единство подходов российских судов как в отношении граждан, так и в отношении юридических лиц.

До реформы подходы судов общей юрисдикции и арбитражных судов нередко различались, причем как в материально-правовом, так и в процессуальном отношении.

Постановления ВАС РФ, как правило, содержали оговорку о возможности пересмотра на основе вновь созданных правовых позиций ранее принятых судебных актов по делам со сходными фактическими обстоятельствами и (или) судебных актов, принятых на основании норм права, толкование которых расходилось с толкованием, содержащимся в постановлении Пленума либо Президиума ВАС РФ. ВС РФ подобные оговорки в акты не включал, несмотря на то что эти документы имеют сходное правовое значение для судов общей юрисдикции (п. 5 ч. 4 ст. 392 ГПК РФ).

Источник: https://be5.biz/pravo/p003/2-4.html

Судам общей и арбитражной юрисдикции

Система судов общей юрисдикции и арбитражных судов

Защиту нарушенных или оспариваемых прав и свобод осуществляют многочисленные органы и лица, среди которых административные органы, нотариусы, третейские суды, суды общей и арбитражной юрисдикции. Существуют правила, определяющие относимость конкретного спора к ведению конкретного органа, которые и называются подведомственностью.

Подведомственность – это относимость нуждающихся в разрешении гражданских, административных, экономических дел к ведению конкретных юрисдикционных органов: государственных судов, третейских судов, административных органов, нотариата, других органов и организаций.

Подведомственность бывает исключительной, альтернативной, условной и договорной.

Исключительная подведомственность закрепляет правило, согласно которому определенные категории дел подлежат рассмотрению только государственными судебными органами в лице судов общей и арбитражной юрисдикции, никакие другие органы данные споры рассматривать и разрешать не вправе. К числу таких споров относятся дела, возникающие из публичных правоотношений, дела о несостоятельности (банкротстве), дела приказного производства и другие.

Альтернативная подведомственность предусматривает законную возможность рассмотрения спора не только судом, но и любым внесудебным органом, например административным органом, третейским судом, медиатором, нотариусом.

Например, уплата алиментов на ребенка может осуществляться на основании удостоверенного нотариусом и имеющего силу исполнительного листа соглашения об уплате алиментов, а может осуществляться на основании решения суда общей юрисдикции.

Условная подведомственность устанавливает в качестве условия реализации права на обращение в суд обязательность соблюдения досудебного порядка урегулирования спора.

Например, согласно ч. 2 ст.

138 Налогового кодекса Российской Федерации, ненормативные акты налоговых органов, деяния их должностных лиц могут быть обжалованы в суд только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган.

Договорная подведомственность определяет относимость спора конкретному юрисдикционному органу соглашением сторон. Однако не подлежат изменению сторонами правила исключительной подведомственности.

Последствия несоблюдения правил подведомственности влекут определенные процессуальные последствия в виде возвращения искового заявления (судами общей юрисдикции) или оставления искового заявления без рассмотрения (арбитражными судами).

Подсудность – это относимость подведомственных судам общей и арбитражной юрисдикции гражданских, административных, экономических дел к ведению конкретного суда судебной системы для их рассмотрения по первой инстанции.

Иными словами, определив относимость спора к ведению конкретного юрисдикционного органа (подведомственность), то есть суда, надлежит установить, какой суд должен рассматривать спор в качестве суда первой инстанции.

Подсудность бывает родовой и территориальной.

Родовая подсудность – это правило, означающее относимость нуждающегося в судебном разрешении спора к ведению конкретного судебного звена.

Судами, рассматривающими и разрешающими дела по первой инстанции, являются все звенья судов общей юрисдикции, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и арбитражные суды округов, а также Верховный Суд Российской Федерации.

Например, дела о выдаче судебного приказа рассматриваются мировыми судьями, а заявление о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок рассматривается краевыми, областными и другими приравненными к ним судами, а также арбитражными судами округов. Избирательные дела местного, регионального и федерального уровня, а также дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются, соответственно, районными судами, краевыми, областными и другими приравненными к ним судами и Верховным Судом Российской Федерации.

Территориальная подсудность – правило, определяющее пространственную компетенцию одного и того же суда судебной системы по рассмотрению гражданских, административных, экономических дел. Территориальная подсудность может быть общей, альтернативной, исключительной, по связи дел и договорной.

Общая территориальная подсудность – это общее правило, предусматривающее предъявление иска в суд общей или арбитражной юрисдикции по месту жительства гражданина-ответчика, месту нахождения организации-ответчика.

Альтернативная территориальная подсудность – это предусмотренное процессуальным законом правило, предоставляющее истцу право выбора суда, в который можно подать исковое заявление.

Наиболее распространенным примером альтернативной территориальной подсудности является право истца подать исковое заявление также по месту своего проживания, жительства, если спор касается социально значимых прав и законных интересов: взыскания алиментов, установления отцовства, возмещения вреда от повреждения здоровья, смерти кормильца. Также, например, иск к юридическому лицу из деятельности его филиала, представительства, расположенных вне места нахождения юридического лица, может быть предъявлен в арбитражный суд как по месту нахождения юридического лица, так и по месту нахождения его филиала, представительства.

Исключительная территориальная подсудность – это процессуальное правило, предусматривающее рассмотрение определенных категорий дел строго определенными судами, не допускается применение правил иных видов территориальной подсудности.

Например, иски о правах на недвижимое имущество подлежат рассмотрению судами по месту его нахождения, иски о признании должника несостоятельным (банкротом) рассматриваются только арбитражными судами, а иски к перевозчикам, вытекающие из договоров перевозки грузов, пассажиров или багажа, предъявляются по месту нахождения перевозчика, к которому была предъявлена претензия.

Территориальная подсудность по связи дел – это правило, предоставляющее истцу право выбора суда, в который он намерен подать исковое заявление, в зависимости от места нахождения, жительства одного из ответчиков либо всех ответчиков, при этом выбор суда, в отличие от правил альтернативной подсудности, происходит только по признаку места жительства, нахождения ответчика (ответчиков).

Договорная территориальная подсудность – это правило, предусматривающее возможность соглашением сторон (пророгационным соглашением) изменить общую и альтернативную территориальную подсудность конкретного дела, рассмотрение которого не регулируется нормами исключительной территориальной и родовой подсудности. Иными словами, стороны спора для более удобного его разрешения могут изменить установленные законом диспозитивные правила подсудности, кроме правил исключительной территориальной подсудности и родовой подсудности.

Процессуальный закон закрепляет конкретные случаи передачи дела из одного суда в другой, связанные либо с волеизъявлением сторон, либо с обстоятельствами, препятствующими дальнейшему законному судебному разбирательству. Несоблюдение правил подсудности влечет возвращение судом искового заявления.

СХЕМЫ К ТЕМЕ N 3

Схема N 1. Понятие и виды подведомственности.

Подведомственность и право на обращение в суд

Схема N 2. Органы защиты прав граждан и организаций

в сфере гражданской юрисдикции

Схема N 3. Разграничение подведомственности

Схема N 4. Правила определения подведомственности

Схема N 5. Коллизии подведомственности:

разграничение подведомственности между судами

общей и арбитражной юрисдикции

Схема N 6. Коллизии подведомственности:

подведомственность нескольких

связанных между собой требований

Схема N 7. Порядок разрешения коллизий подведомственности

Схема N 8. Последствия несоблюдения

правил о подведомственности

Схема N 9. Понятие и виды подсудности

Схема N 10. Родовая подсудность: мировой судья

Схема N 11. Родовая подсудность: арбитражные суды

Схема N 12. Родовая подсудность: суды общей юрисдикции

Схема N 13. Родовая подсудность: Верховный Суд РФ

Схема N 14. Подсудность дел военным судам

Схема N 15. Территориальная подсудность

Схема N 16. Исключительная подсудность

Схема N 17. Подсудность по связи дел

Схема N 18. Основания передачи дела в другой суд



Источник: https://infopedia.su/16x14ea.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.