Срок доследственной проверки

Что такое доследственная проверка: сроки проведения

Срок доследственной проверки

О том, какие ошибки допускают предприниматели при проведении в отношении них проверок смотрите видео налогового адвоката Тылика Павла: «Пять ошибок, которые совершаются до проверки»

Прежде чем завести уголовное дело, сотрудники полиции проводят доследственную проверку. Это такая ступень уголовного производства, на которой проверяются все сведения о правонарушении, выявляется наличие признаков преступления и принимается решение о заведении уголовного дела или отказе в этом.

В данной статье мы подробно опишем, в чем суть доследственной проверки, зачем и в течение какого времени она проводится.

Возбуждение уголовного дела с проведением доследственной проверки.

В настоящее время в России уголовное дело могут возбудить при наличии определенных оснований. Например:

  • В правоохранительные органы поступила устная или письменная информация о преступлении. При этом дело не может быть возбуждено на основании анонимного сообщения о нарушении.
  • Человек, предположительно совершивший правонарушение, приходит с повинной и устно либо письменно признается в содеянном.
  • Правоохранитель получает сведения о предполагаемом или уже совершенном преступлении из других источников.
  • В органы правоохранения поступило постановление прокурора о начале уголовного расследования.
  • Сведения о нарушении поступили из ИФНС.

Если доследственная проверка проводится на основании заявления, то потерпевший подает соответствующий иск, в котором сообщает о противоправных действиях в отношении себя. Данный документ должен содержать в себе время, дату, а также информацию о лице, принявшем заявление.

Если должностное лицо не принимает заявление, то обратившийся может обжаловать это действие в суде. В статусе потерпевшего заявитель оказывается после возбуждения уголовного дела и вынесения постановления.

Следственный орган обязательно должен проверить сведения о любом предполагаемом или уже совершенном преступлении и вынести по нему соответствующее решение в рамках доследственной проверки.

На это ему дается на более 3 дней с момента получения такой информации. Период разрешается продлить до 10 суток — по ходатайству следователя или дознавателя. Если нужно провести дополнительные проверки, истребовать документы или предметы, срок может быть увеличен до 30 суток.

Цель доследственной проверки — установить, есть ли состав преступления в деянии. Само по себе данное мероприятие — важнейший этап в уголовном производстве, поскольку именно с него правоохранители начинают расследование.

На данной стадии специалисты опрашивают свидетелей, оформляя полученную информацию в виде протоколов и других различных документов. Благодаря доследственной проверке можно выявить каузальную связь между действиями субъекта и наступившими неблагоприятными последствиями.

По итогам проверки выносят решение о заведении уголовного дела или отказе в возбуждении. Решение сообщают истцу.

Порядок рассмотрения сообщений о преступлении

В рамках рассмотрения сообщений о преступлениях проводится ряд мероприятий.

Правоохранители:

  • Опрашивают свидетелей.
  • Наводят справки.
  • Собирают образцы.
  • Проводят осмотр в помещениях, на территориях, осматривают транспорт.
  • Прослушивают телефонные переговоры.

Проверяя обстоятельства произошедшего, правоохранитель может проводить ревизии, изучать документацию, взаимодействовать с экспертами, изымать необходимые бумаги.

Невзирая на то, что на этом этапе уголовное дело еще не заведено, закон РФ дает право представителям правоохранительных органов:

  • Заявлять о необходимости проведения судебной экспертизы, участвовать в ней и знакомиться с экспертным заключением.
  • Осматривать территорию произошедшего, документы, трупы, предметы с целью установления обстоятельств произошедшего.
  • Выполнять освидетельствование.

Осмотр офиса компании/помещения/транспорта возможен лишь на основании следственного постановления. Производить осмотр в жилом помещении можно только по решению суда.

Права и обязанности при проверке сообщения о преступлении

Все участники мероприятий доследственной проверки непременно должны знать о своих правах и обязанностях. Их обязаны разъяснить правоохранители. Помимо этого, в случае нарушения прав и интересов у участников должна быть возможность их восстановления.

Вот какими правами наделяет закон лиц, участвующих в проверке сообщения о преступлении:

  • Они не обязаны давать показания против себя лично, своего мужа (жены) и иных близких родственников.
  • У них есть возможность прибегать к помощи адвоката.
  • Участники доследственной проверки могут жаловаться на незаконные действия или отсутствие действий со стороны правоохранителей.

Следует учитывать, что пользоваться услугами адвоката лучше еще на этапе доследственной проверки, поскольку уже здесь могут быть затронуты ваши законные права и интересы. Нередки случаи, когда правоохранители безосновательно отказываются заводить уголовные дела или, напротив, заводят их, не имея достаточных на то оснований.

Благодаря своевременному вмешательству грамотного юриста в мероприятия в рамках проверки можно изменить дальнейшее течение дела, а также выявить все нарушения, которые допустили правоохранители, и признать их противозаконными.

Результаты рассмотрения сообщения о преступлении

По итогам изучения всей информации о противоправном деянии принимается одно из трех решений. А именно:

  • Уголовное дело должно быть возбуждено.
  • В заведении дела заявителю нужно отказать.
  • Полученное сообщение следует передать для рассмотрения судебным инстанциям.

Представители органов правоохранения оповещают заявителя о том, какое решение было принято. Также ему сообщают, что он может обжаловать это решение по законодательным правилам.

Если на то есть основания, то по завершении доследственного расследования выносится решение о возбуждении уголовного дела.

Доследственная проверка

Уголовное дело соответствующие органы возбуждают лишь в том случае, если на это есть основания. Именно на определение достоверности представленных сведений по совершенному или планируемому преступлению и направлена доследственная проверка. Вся поступившая информация и сигналы обязательно должны отражаться в протоколе.

Проверка сообщений о преступлениях очень важна в современных условиях. Именно на этом этапе оформляют первичные данные о случившемся, и вся полученная информация обязательно используется в дальнейшем расследовании. От оформления и анализа принятых сведений на этом этапе во многом зависит дальнейший исход дела.

Закон в данном вопросе наделяет правоохранителей высокой степенью ответственности и обязывает их:

  • Грамотно реагировать на информацию о планируемом или свершившемся преступлении.
  • Внимательно относиться к лицам, которые предоставляют такие данные, и анализировать поступающие от них сведения.
  • Задавать заявителю вопросы по поводу случившегося, чтобы составить максимально объективную картину.

Однако практика показывает, что сотрудники полиции часто работают с нарушениями. Если доследственная проверка проводится в офисе предприятия, то нарушения проверяемый субъект может снимать на видео, отражать их в протоколе и обжаловать в судебном порядке.

Также можно пресекать некоторые действия сотрудников полиции, если они не предусмотрены законом. Так, например, документы, составляющие коммерческую тайну, изымать у компании правоохранители при проведении доследственного расследования, не вправе.

Кроме того, перед началом доследственной проверки, проводимой в офисе компании, оперативники обязаны ознакомить проверяемый субъект к Постановлением о проверке финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

В данном документе должны быть отражены фамилии работников, наделенных правом проникнуть в помещение.

Даже если суд не позволит вам обжаловать нарушения, то в рамках рассмотрения основного дела выявленные противоправные действия сотрудников полиции могут помочь вам обернуть исход дела в свою пользу.

Отметим, полиция практически никогда не проверяет предприятия без каких бы то ни было наводок и заявлений. Как правило, компании попадают под прицел правоохранительных органов после поступления туда информации от конкурентов, обиженных бывших работников, сотрудников налоговой инспекции, а также из банков, в которых у предприятий открыты счета.

Также полиция вполне может заинтересоваться схемой минимизации прибыли, даже если она была реализована несколько лет назад.

Тот факт, что налоговый аудит прошел гладко, вовсе не означает, что на предприятие не придут органы правоохранения.

Источник: https://nalog-blog.ru/ugolovnaya/chto-takoe-dosledstvennaya-proverka-sroki-provedeniya/

Доследственная проверка: сроки проведения и особенности процедуры

Срок доследственной проверки

Расследование преступлений – это всегда сложный и многоэтапный процесс. Отправной точкой любого уголовного процесса будет являться доследственная проверка. Что она подразумевает и каковы сроки проведения доследственной проверки – читайте в данной статье.

В чем заключается доследственная проверка

Промежуток времени с поступления запроса на открытие уголовного разбирательства до фактического запуска дела носит название доследственной проверки.

В этот период полицейские органы изучают информацию, которая свидетельствует о совершении или же не совершении какого-либо преступления, и на основании полученных материалов принимают решение о возбуждении или не возбуждении уголовного процесса.

Эту процедуру регулирует статья 144 УПК Российской Федерации. В данном документе прописываются сроки её проведения. По закону, уполномоченное лицо должно вынести решение о начале уголовного дела не позже, чем через 3 дня после получения соответствующего сообщения о преступлении.

Стоит заметить, что сам вид преступления не играет особой роли, так как решение должно приняться в указанный срок вне зависимости от основания преступления.

Тем не менее, фактически, время проверки, предворяющей следствие, может растянуться намного дольше.

Это связано с тем, что по указанию соответствующего должностного лица сроки могут быть продлены сначала до 10 суток, а затем, при необходимости, до 30 суток.

Такое возможно в случае, если следственным органам необходимо обработать достаточно большое количество информации и улик.

Важно! Временные рамки проверки начинают отсчитываться с даты внесения в реестр сообщения о преступлении, которая не всегда совпадает с днем, когда такое заявление было подано.

Кто проводит проверку

Согласно закону, доследственная проверка может осуществляться следующими сотрудниками правоохранительных органов:

  • дознавателем;
  • органами, проводящими дознание;
  • следователем;
  • начальником следственного комитета.

Органы дознания включают в себя всех, кому на законном основании разрешено проводить расследование в форме дознания, а именно: органы МВД, судебных приставов, таможенных работников, пожарную службу, пограничников.

Все они имеют полномочия на проведение ряда мероприятий в рамках доследственной проверки:

  • проведение опросов;
  • изучение информации, относящейся к делу;
  • проведение сравнительного анализа;
  • запрос необходимых документов;
  • осуществление судебной экспертизы;
  • исследование места преступления, вещей, документов, причастных к делу;
  • запрос на подключение узконаправленных специалистов;
  • проведение розыскных мероприятий.

Соответственно, все улики, добытые во время доследственной проверки, могут приниматься во внимание в ходе дальнейшего разбирательства.

На каком основании осуществляется

Для запуска процесса доследственной проверки правоохранительные органы должны зафиксировать одно из оснований для ее назначения.

Основание может быть нескольких типов:

  1. Поступление в полицию заявления о преступлении.
  2. Прибытие виновного с повинной.
  3. Доклад о совершившемся или возможном противоправном деянии, полученном от третьих лиц.
  4. Решение прокурора о предоставлении соответствующих документов предварительному следствию по делам уголовного преследования.
  5. Заявление ЦБ России о фальсификации документов финансового характера.

После выявления одного из таких обстоятельств, прокурор или следователь могут вынести решение об:

  • открытии уголовного дела;
  • отказе в начале разбирательства;
  • передаче материалов по подследственности.

Как осуществляется

Как уже было сказано, после принятия правоохранительными органами сообщения о преступлении, необходимо провести его регистрацию.

Сообщение принимается полицией в любое время суток. Оно может быть получено в письменной или устной форме, письмом, по телефону, факсу и тд. Каждое письмо получает собственный номер и заносится в журнал. Затем информация проверяется начальником, которым выносится решение о старте доследственной проверки.

Внимание! Как и в какие сроки можно обжаловать отказ в возбуждении уголовного дела можно посмотреть, пройдя по ссылке.

Если сообщение было предоставлено в устном виде, то его содержание заносится в протокол. Регистрация сообщения заключается в фиксировании всей полученной информации по преступлению:

  • дата получения заявления;
  • личные данные лица, предоставившего его;
  • само содержание нарушения в краткой форме;
  • должность и ФИО полицейского, принимавшего заявление;
  • результат проверки запроса;
  • принимаемое решение.

Лицо, которое предоставило сообщение, получает специальный документ о том, что заявление было принято.

После регистрации заявления начинается сам процесс доследственной проверки, в процессе которого уполномоченные осуществляются проверку поступившей информации, общаются со свидетелями, задают им вопросы, касающиеся совершенного правонарушения.

Также могут быть подключены экспертные службы, которые выносят вердикт о тех или иных обстоятельствах по делу. Производится осмотр помещений, транспортных средств, места проживания предполагаемого преступника, а также каких-либо вещей, причастных к делу. Если преступление повлекло за собой смерть лиц, то происходит осмотр трупов и опознание.

Важно! Итогом мероприятий становится окончательное решение о перемещении дела в суд или же его несостоятельности и закрытии на данном этапе.

Защита во время доследственной проверки

Несмотря на то, что к моменту такой проверки дело еще не считается открытым, предполагаемый преступник уже имеет право на защиту.

Так, лица, которых затрагивает проверка, могут:

  1. Отказаться свидетельствовать против родных, супругов, детей и прочих членов семьи.
  2. Не давать показаний против самого себя.
  3. Обратиться за помощью к адвокату.
  4. В случае нарушения органами дознания правил проведения процедур – подавать на них жалобы в соответствующие инстанции.

Считается, что к адвокату стоит обратиться уже на этом этапе, чтобы не допустить  неправомерных действий правоохранительных структур, которые могут безосновательно вынести постановление о начале или об отказе в возбуждении дела уголовного характера.

Кроме того, адвокат подскажет, как правильно вести себя во время опросов и досмотров, которые проводятся в течение доследственной проверки.

Заключение

Такое мероприятие как доследственная проверка, является достаточно важным этапом в процессе решения уголовных преступлений, так как именно она позволяет выявить, имело ли место реальное преступление или же дело не стоит разбирательств.

Несмотря на заявленные в законодательстве короткие сроки ее проведения, проверка зачастую может затянуться, что не всегда хорошо сказывается на дальнейшем процессе рассмотрения дела.

Источник: https://prava.expert/uk/dosledstvennaya-proverka.html

Сроки принятия решения по сообщению о преступлении

Срок доследственной проверки

Многие по более или менее серьезному поводу обращались в правоохранительные органы с заявлениями о преступлениях или происшествиях – устно, письменно, по телефону или каким – либо другим способом. Люди всегда ждут защиты и быстрой реакции на их зов о помощи от людей в погонах.

Но иногда, не зная порядка и нюансов возможных в различных ситуациях реакции, решений и активных действий со стороны правоохранителей, а также своих прав и обязанностей в связи с такими обращениями, они начинают беспокоиться о том, что заявление не получит должного внимания, попросту будет «спущено на тормозах», а обидчики так и останутся безнаказанными.

Поэтому, если пришлось обратиться с заявлением о преступлении, нужно примерно представлять себе, как должна быть проведена проверка, на что имеет право заявитель, чтобы знать, в какой момент необходимо вмешаться и не позволить должностным лицам допустить нарушения, влекущие, например, утрату доказательств и невозможность доказать вину совершившего преступление.

Срок проверки по сообщениям о преступлениях регламентирован ст.144 УПК РФ. Уполномоченные должностные лица должны провести проверку по зарегистрированному в установленном законом порядке сообщению о преступлении в срок трое суток.

При очевидных признаках преступления, когда из обстоятельств, изложенных в сообщении, и результатов неотложных мероприятий однозначно следует вывод о наличии состава деяния, запрещенного Уголовным кодексом, уголовное дело возбуждают незамедлительно, в первые часы с момента поступления сообщения.

Чаще всего обстоятельства изложенного в сообщении о происшествии события не однозначны, и нужно устанавливать их подробнее, для этого предусмотрено проведение проверки, для которой может потребоваться чуть больше, чем трое суток.

В этом случае уполномоченное лицо, которому поручено рассмотрение сообщение о преступлении, может ходатайствовать перед своим руководителем о продлении срока до 10 суток, обосновав его проведением мероприятий, которые он не смог провести за отведенный трехсуточный срок.

Такие ходатайства удовлетворяются всегда.

Закон позволяет в некоторых случаях продлить срок до 30 суток: если требуется исследовать документы (предметы или трупы), провести ревизию, документальную проверку, судебную экспертизу (срок которой обычно составляет 30 дней), оперативно-розыскные мероприятия. Список этот исчерпывающий, других причин столь длительного проведения проверки нет.

Основание для продления проверки до 30 суток – также ходатайство должностного лица, различие лишь в том, что ходатайство следователя рассматривает его руководитель, а дознавателя – прокурор.

Завершение срока доследственной проверки не гарантирует, что все значимые действия выполнены. В некоторых случаях это обусловлено объективными причинами – не окончена экспертиза, не установлены важные свидетели, не получены и не исследованы документы и прочее.

По истечению предельного срока процессуальное решение, несмотря ни на что, все же должно быть принято. Если добытых сведений не достаточно для возбуждения дела, принимают решение об отказе в его возбуждении. Оно должно быть отменено в соответствующем порядке (постановление следователя – руководителем или надзирающим прокурором, дознавателя – только прокурором).

При отмене этого решения устанавливается срок дополнительной проверки, чаще всего – 10 суток, но впоследствии при наличии выше приведенных оснований он может быть снова продлен до 30.

И так может происходить неоднократно – до того момента, когда добытых сведений будет достаточно, чтобы вынести решение, соответствующее требованиям закона.

Следует отметить, что обязанности дознавателя или следователя уведомить заявителя о продлении срока и об отмене отказа в возбуждении дела нет.

Однако есть обязанность сообщить написавшему заявление о принятом по нему решении (ч. 2 ст. 145 УПК РФ) и направить копию (ч. 4 ст. 146 УПК РФ – постановления о возбуждении дела, ч. 4 ст. 148 УПК РФ – об отказе в возбуждении).

Одна ситуация, если имели место продление срока и неоднократный отказ в возбуждении по не зависящим от проводившего проверку причинам.

Совершенно другая – если такие решения вызваны искусственным затягиванием срока.

Разобраться в этом довольно сложно, не оценив установленные обстоятельства и мотивы принятия решения, приведенные в постановлении, при необходимости нужно изучить сами материалы доследственной проверки.

В любом случае, в особенности – если заявитель не получил соответствующего уведомления, стоит поинтересоваться о результатах рассмотрения заявления по истечению установленных сроков.

При наличии хотя бы малейших подозрений по поводу ненадлежащего проведения, искусственного затягивания срока проверки, действия (бездействие) и решения должностного лица, проводившего доследственную проверку, целесообразно обжаловать надзирающему прокурору.

Примерно представляя процедуру проверки, можно анализировать, не допущены ли какие – либо нарушения ее сроков, при этом не вмешиваясь (до поры) в ее ход, не мешая и не «доставая» сотрудников правоохранительных органов раньше времени. Эти же знания помогут принять меры тогда, когда это станет необходимо.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b38a77d0e76a200a96fbeee/sroki-priniatiia-resheniia-po-soobsceniiu-o-prestuplenii-5b4099b5489e8d00ac4e326a

Доследственная проверка: порядок проведения, сроки и ознакомление с материалами

Срок доследственной проверки
Доследственная проверка – это процессуальная деятельность в рамках уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации по проверке сообщения о преступлении, заключающаяся в установлении наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для возбуждения уголовного дела.

Целью доследственной проверки является проверка сообщения о преступлении на предмет наличия или отсутствия в нем достаточных данных, указывающих на наличие признаков преступления.

Порядок проведения доследственной проверки регламентируется ст.ст. 140-145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Поводами для возбуждения уголовного дела являются:✔ заявление о преступлении (обращение потерпевшего в правоохранительные органы по факту совершения в отношении него преступления);

✔ явка с повинной (добровольное сообщение лица, в котором он изобличает себя в совершении того или иного преступления);

✔ сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников (обращение органов государственной власти по факту выявленных правонарушений, рапорт сотрудника правоохранительных органов об обнаружении признаков преступления, сообщения сми и т.д.);

✔ постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

В ходе доследственной проверки могут проводиться следующие проверочные мероприятия:

✔ получение объяснений (сотрудники правоохранительных органов вызывают и опрашивают потерпевшего, причастных к преступлению лиц и очевидцев произошедшего. По результатам опроса составляется протокол, который подписывается опрошенным лицом);

✔ получение образцов для сравнительного исследования (почерк, подпись, биологические материалы и т.д. Образцы для сравнительного исследования необходимы для последующего назначения и проведения судебной экспертизы);

✔ истребование документов и предметов, а также их изъятие (сотрудниками правоохранительных органов направляется запрос о предоставлении информации, либо осуществляется изъятие предметов и документов в ходе следственных действий);

✔ производство судебной экспертизы (с целью выяснения ряда вопросов, требующих специальных познаний в области науки и техники, назначается судебная экспертиза, по результатам которой выдается заключение эксперта с ответами на поставленные вопросы);

✔ производство осмотра места происшествия, документов, предметов, трупов;

✔ проведение освидетельствования (на предмет состояния алкогольного опьянения, наличия телесных повреждений и т.д.);

✔ документальные проверки, ревизии, исследований документов и предметов;✔ направление органу дознания письменных поручений о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Срок проведения доследственной проверки – 3 суток с момента регистрации сообщения о преступления в КУСП /КРСП (книга регистрации сообщений о преступлениях).

Если в указанный срок проверить сообщение о преступлении не представилось возможным, то руководитель следственного отдела по ходатайству следователя вправе продлить данный срок до 10 суток.

В случае необходимости проведения экспертиз, ревизий, каких-либо документальных проверок срок доследственной проверки может быть также продлен до 30 суток.

Таким образом, предельный срок проведения доследственной проверки составляет 30 суток с момента регистрации сообщения о преступлении в КУСП/КРСП.Однако в практике встречаются случаи, когда принятое по результатам доследственной проверки процессуальное решение отменяется и материал направляется на дополнительную проверку.

Например, руководитель следственного отдела отменяет вынесенное следователем незаконное и необоснованное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и направляет материал на дополнительную проверку. В таком случае срок новой доследственной проверки начинает течь заново.

По истечению срока доследственной проверки принимается одно из следующих решений:

о возбуждении уголовного дела (уголовное дело возбуждается при наличии состава преступления. Уголовное дело может быть возбуждено как по факту совершения преступления, так и в отношении конкретного лица, если сведения о подозреваемом уже известны на момент возбуждения уголовного дела);

✔ об отказе в возбуждении уголовного дела (на практике самыми распространенными основаниями отказа в возбуждении уголовного дела являются отсутствие события преступления или состава преступления. Полный перечень оснований отказа в возбуждении уголовного дела перечислен в ч.1 ст.24 Уголовно-процессуального кодекса РФ);

✔ о передаче материал проверки по подследственности (материал проверки может быть передан по территориальной либо ведомственной подследственности.

Пример № 1. Преступление было совершено на территории одного административного района, а заявление о преступлении было подано в дежурную часть полиции другого района. В силу положений ст.152 УПК РФ предварительное расследование проводится по месту совершения преступления, в связи с чем материал проверки будет передан по подследственности в другое территориальное подразделение полиции.

Пример № 2. Вы обратились в полицию с заявлением о преступлении, которое в силу ст.151 УПК РФ относится к подследственности Следственного комитета РФ. Поскольку расследование данного преступления не входит в компетенцию полиции, то указанный материал проверки будет передан по подследственности в Следственный комитет РФ

).

Процессуальное решение по результату доследственной проверки оформляется в виде постановления (постановление о возбуждении уголовного дела, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, постановление о передаче сообщения о преступлении по подследственности).

Согласно ч.2 ст.145 УПК РФ заявитель должен уведомляться о принятом процессуальном решении. При этом принятое по результатам доследственной проверки процессуальное решение может быть обжаловано руководителю следственного органа, прокурору либо в суд.

Ознакомление с материалами доследсвтенной проверки

На практике встречается ряд ситуаций, когда необходимо ознакомиться с материалами доследственной проверки. Например, с целью обжалования постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.Согласно ч.2 ст.

24 Конституции РФ органы государственной власти и их должностные лица обязаны ознакомить человека с документами и материалами, которые непосредственно затрагивают его права и свободы. Для ознакомления с материалом необходимо обратиться в орган, проводивший доследственную проверку, с заявлением об ознакомлении.

В случае отказа в ознакомлении с материалом доследственной проверки Вы можете обратиться с жалобой к руководителю следственного органа, прокурору либо в суд.

Важно! Необходимо обратить внимание на то, что в случае возбуждения уголовного дела, право на ознакомление со всеми материалами уголовного дела у потерпевшего и обвиняемого возникает только после окончания предварительного расследования (ст.ст.215-217 УПК РФ).

Источник: https://stukolov.ru/dosledstvennaya-proverka

Гордиев узел доследственной проверки

Срок доследственной проверки

Нами ранее неоднократно отмечалось, что этот процессуальный институт несет в себе целый железнодорожный состав законодательных дефектов и практических проблем. Вот лишь некоторые из них:

1. Сроки проведения доследственной проверки носят неограниченный характер.

Так, по смыслу ч. 1 ст. 144 УПК РФ должностное лицо обязано принять решение по сообщению о любом совершенном или готовящемся преступлении в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. Этот срок может быть продлен руководителем до 10 суток, а при необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок еще до 30 суток. К сожалению, предусмотренные ст. 144 УПК РФ сроки никак не препятствуют нередко встречающимся на практике фактам неоднократных отмен вынесенных постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел с целью искусственного продления этих сроков. В результате таких действий сроки проведения проверок могут длиться несколько месяцев. При этом лица, в отношении которых эти проверки ведутся, находясь в состоянии правовой неопределенности: государство не предъявило им никаких претензий, они еще не являются подозреваемыми и не наделены необходимыми для защиты процессуальными правами, чаще всего не имеют адвоката, но в отношении них уже осуществляется весь комплекс репрессивных процессуальных мер. Конституционный Суд в своих многочисленных решениях, связанных с рассмотрением жалоб на ст.144, 145 УПК РФ, отмечал, что уголовно-процессуальный закон не предполагает произвольную и многократную отмену по одному и тому же основанию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела с направлением материалов для дополнительной проверки, предусматривает соблюдение установленных законом сроков для совершения процессуальных действий (Определения Конституционного Суда от 20 декабря 2005 г. № 477-О, от 17 октября 2006 г. № 425-О, от 16 мая 2007 г. № 374-О-О, от 11 мая 2012 г. № 667-О, от 24 декабря 2013 г. № 1936-О). Вместе с тем нарушения сроков проверки сообщений не влекут для следователей никаких неблагоприятных процессуальных последствий, в том числе признания постановления о возбуждении уголовного дела незаконным либо исключения доказательств, а поэтому такие произвольные действия продолжаются.


2. В период доследственной проверки, когда сторона защиты еще не сформировалась, законодатель позволил следователю проводить полноценное расследование и получать любого вида доказательства виновности будущего обвиняемого.

Так, согласно ч. 1 ст. 144 УПК РФ при проверке сообщения о преступлении следователь вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий. При этом добываемые на данной стадии документы принимаются судами именно в качестве доказательств виновности лица.

На это указывают требования ч. 1.2 ст. 144 УПК РФ: «Полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения положений статей 75 и 89 настоящего Кодекса».

Было очень опрометчивым решением законодателя дозволять представителям обвинения получение доказательств еще до возбуждения уголовного дела (ч. 1.2 ст. 144 УПК РФ была введена Федеральным законом от 4 марта 2013 г.

№ 23-ФЗ), когда представляется затруднительным обеспечить реализацию принципа равноправия и состязательности сторон.


3.

УПК РФ не позволяет защитнику на стадии доследственной проверки заявить ходатайство о совершении определенных процессуальных действий, представлять какие-либо доказательства невиновности.

Например, он не сможет привести к следователю очевидца совершенного преступления и попросить его опросить. По смыслу ст. 119 УПК РФ адвокат может заявить ходатайство только по уголовному делу, которое на интересующий нас момент еще не возбуждено.

4. УПК РФ, предусматривая право уполномоченного должностного лица продлевать сроки доследственной проверки сначала до 10 суток, а затем до 30 суток, не предусматривает его обязанность извещать о продлении срока проверки заинтересованных лиц.

Согласно ч. 8 ст. 162 УПК РФ, «следователь в письменном виде уведомляет обвиняемого и его защитника, а также потерпевшего и его представителя о продлении срока предварительного следствия». Данная процессуальная норма, действующая на стадии предварительного расследования, представляется логичной и основательной, но как объяснить иной подход законодателя при продлении срока проведения проверки, скажем, до 30 суток? Совершенно очевидно, что заинтересованные лица обязаны знать о таком решении следователя (дознавателя), чтобы иметь возможность своевременно его обжаловать.

5. Неизвещение лица, в отношении которого проводится проверка, о вынесенном постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела.

В соответствии с ч. 3 ст. 145 УПК РФ о принятом решении об отказе в возбуждении уголовного дела извещается только заявитель, которому разъясняется право обжаловать данное постановление.

Но ведь данное постановление не в меньшей степени затрагивает интересы лица, в отношении которого проводилась проверка!

6. Часть 1.1 ст.

144 УПК РФ не предусматривает право стороны защиты знакомиться с материалами доследственной проверки в случае вынесения решения об отказе в возбуждении уголовного дела.

Следователь, который вынес формальное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, намереваясь выиграть время и в будущем возбудить уголовное дело, не позволит ознакомиться с материалами проверки, имея в виду пресловутую тайну следствия.

К этому следовало бы добавить, что со стороны прокуроров и руководителей следственных подразделений за действиями следователей и дознавателей на данной стадии осуществляется слабый соответственно надзор и контроль, а судебный контроль напрочь отсутствует.

Таким образом, так называемая доследственная практика превратилась в полноценное, иногда в многомесячное, не контролируемое со стороны суда расследование, которое проводится еще до возбуждения уголовного дела, но в процессе которого следователь (дознаватель) беспрепятственно добывает доказательства виновности, а лицо, в отношении которого такая проверка ведется, ограничено в процессуальных правах и не имеет эффективной возможности себя защищать.

Такое положение с очевидностью нарушает провозглашенный в ч. 3 ст. 123 Конституции РФ принцип равноправия и состязательности сторон.

В дальнейшем, уже после возбуждения уголовного дела, дублируются многие процессуальные действия, ранее совершенные в ходе доследственной проверки: опрошенные лица повторно допрашиваются, могут заново проводиться экспертизы и т.д.

Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова, обоснованно указывая на некоторые из отмеченных проблем, предложила вообще упразднить доследственные проверки.

Данное предложение следовало бы проанализировать с точки зрения его практических перспектив.

Если сегодня исключить из УПК РФ ст. 144 и 145, то завтра может произойти следующее. Основанием для возбуждения уголовного дела станет лишь информация о наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, полученная из заявления, явки с повинной или сообщения о преступлении. Схожий порядок предусмотрен ст.

21 Кодекса профессиональной этики адвоката, согласно которой президент адвокатской палаты субъекта РФ при наличии надлежащего повода и формы обращения возбуждает дисциплинарное производство в отношении адвоката не позднее десяти дней со дня их получения и никакой предварительной проверки обращения не проводит.

И в этом случае такой порядок кажется вполне приемлемым. Однако в отношении уголовного преследования граждан он может повлечь серьезные негативные последствия. Очевидно, что секвестр только двух статей приведет к значительному увеличению количества возбужденных уголовных дел.

После автоматического возбуждения уголовного дела без проведения предварительной проверки встанет вопрос о задержании подозреваемого лица и его дальнейшего помещения под стражу.

Из практики нам хорошо известна приверженность представителей стороны обвинения и судов к избранию меры пресечения в виде заключения под стражу, которая оценивается статистикой как переваливавшая за 91% от числа всех заявленных ходатайств.

Может укорениться сложившаяся практика, при которой подозреваемый (обвиняемый) сначала окажется в следственном изоляторе, а лишь потом следователь начнет проверять его причастность к совершению преступления, достоверность и допустимость показаний потерпевшего и иных доказательств.

Неизбежно с увеличением количества возбужденных дел увеличится количество арестованных лиц.

С учетом сложившихся следственных обычаев, когда следователь и его руководитель боятся прекратить возбужденное уголовное дело из-за возможных обвинений в коррупции и некомпетентности, могут возникать ситуации, при которых поспешно заведенные уголовные дела попросту не захотят прекращать. По традиции их со страху станут заталкивать в суды для рассмотрения по существу. Зная практику вынесения оправдательных приговоров (около 0,2–0,3%) и еще более печальную практику отказов прокуроров от поддержания обвинения, мы столкнемся с массовыми фактами осуждения невиновных лиц.

Как видно, исключение из УПК РФ только двух статей (144 и 145) может привести к катастрофическим последствиям для интересов правосудия и правопорядка.

Может произойти так называемый эффект бабочки, когда незначительное влияние на систему создаст большие и непредсказуемые последствия где-нибудь в другом месте и в другое время. Следует признать, что существование доследственной проверки позволяет отказывать в возбуждении многих тысяч уголовных дел за отсутствием состава или события преступления.

Удаление важного процессуального фильтра облегчит процедуру возбуждения и сделает граждан, привлекаемых к уголовной ответственности, более уязвимыми.

Кроме того, от таких новаций вряд ли будут в восторге и сами следователи (дознаватели), ведь они будут вынуждены без какой-либо проверки возбуждать уголовные дела, а потом нести персональную ответственность за неизбежно допущенные ошибки. Этого допустить никак нельзя. Как повествуют античные писатели Курций Руф и Плутарх, в 334 г. до н.э.

Александр Македонский, столкнувшись со сложным узлом и потеряв терпение, не стал его распутывать, а просто рассек одним ударом меча. Полагаю, что сложный гордиев узел доследственной проверки не стоит иссекать таким прямолинейным способом. Нам следовало бы настойчиво и выдержано найти и распутать все концы этого сложного узла.

Во-первых, распутать наиболее завороченный конец, связанный со сроками проведения проверок в порядке ст. 144–145 УПК РФ, можно, сократив их до 10 суток, как это было и ранее в УПК РСФСР, ограничив соответствующих должностных лиц возможностью однократной отмены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

Во-вторых, освободить еще один тяжелый конец узла, позволяющий следователю (дознавателю) проводить полноценное расследование и собирать доказательства до возбуждения уголовного дела. В этом нет никакой необходимости, потому что доказательства должны добываться только после возбуждения уголовного дела.

В-третьих, найти и вытянуть еще один закрученный конец, который ограничивает процессуальные возможности лица, в отношении которого ведется проверка и его адвоката.

Если все же ставить вопрос об упразднении проверки до возбуждения уголовного дела, то следует предусмотреть фундаментальные изменения самой идеологии УПК, где вместе с проверкой на процессуальную свалку должна уходить и действующая у нас стадия предварительного следствия. Но это совершенно иная тема.

Стать автором Опрос об отношении граждан к суду присяжных

Источник: https://www.advgazeta.ru/mneniya/gordiev-uzel-dosledstvennoy-proverki/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.