Судебная система рф общая характеристика

Понятие и общая характеристика судебной системы РФ, ее структура. Суды федеральные и суды субъектов РФ

Судебная система рф общая характеристика

Cудебная система – совокупность судов, построенную в соответствии с их компетенцией и поставленны­ми перед ними задачами и целями.

Основополагающим актом, определяющим в общих чертах суть российской судебной системы, является Конституция РФ, в ст. 118 ко­торой, в частности, сказано:

“1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом…
Судебная система Российской Федерации устанавливается Кон­ституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается”.

Для уяснения сложившейся к настоящему времени судебной сис­темы важное значение имеют также положения ст. 125-127 Консти­туции РФ. Они четко определяют место, занимаемое высшими суда­ми в судебной системе в целом, а вместе с этим и место всех других подчиненных им судов.

В ст. 125 определен статус Конституционного Суда РФ и сформулированы его задачи и цели как судебного органа, при­званного контролировать конституционность законов и иных право­вых актов. Этот суд занимает особое место.

Ему напрямую не подчиня­ются никакие суды, в том числе конституционные (уставные) суды субъектов РФ, хотя его решения могут иметь существенное значение для всех судов страны и тем самым влиять в целом на судебную прак­тику, а равно практику других правоохранительных органов.

Что касается Верховного Суда РФ, о котором говорится в ст. 126 Конституции Российской Федерации, то ему отведено несколько иное место. У него есть свои подсистемы судов. В отношении судов, входящих в соответствующие подсисте­мы, он осуществляет судебный надзор за их деятельностью и даёт им разъяснения по вопросам судебной практики.

Структура судебной системы

Структура судебной системы в целом определяется предписания­ми не только Конституции РФ, но и Закона о судебной системе, а также ряда других законодатель­ных актов:

  • Закона о судоустройстве;
  • Закона об арбитражных судах;
  • Закона о военных судах;
  • Закона о мировых судьях.

Подсистемы (блоки) федеральных судов:

  1. Конституционный Суд РФ;
  2. Верховный Суд РФ и суды, в отношении которых он осуществляет судебный надзор:
    • федеральные суды общей юрисдикции;
    • федеральные арбитражные суды.

Конституционный Суд РФ занимает обособленное по­ложение среди федеральных судов. По сказанному в ст. 125 Консти­туции РФ видно, что у этого суда свои специфические задачи и что он не осуществляет надзора ни за какими феде­ральными судебными органами. Он также не надзирает ни в коей мере за конституционными (уставными) судами субъектов РФ.

В ведение судов судов общей юрисдикции (ст. 126 Конституции РФ) передано рассмотрение подавляющего большинства дел, разре­шаемых в судебном порядке. Часто их называют “гражданскими”, “гражданскими (общими) ” или  “общими (гражданскими)” судами.

Особую ветвь судов общей юрисдикции образуют военные суды. Их не относят к числу гражданских (общих) судов, поскольку они “осу­ществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба” (см. ч. 1 ст. 22 Закона о судебной системе). Эти специализированные суды состоят из:

  • гарнизонных военных судов;
  • окружных (флотских) военных судов;
  • Военной коллегии — одного из основных подразделений Вер­ховного Суда РФ.

Конституция РФ и иное действующее законодательство допуска­ют возможность образования в системе судов общей юрисдикции и иных специализированных судов. Но вопрос о создании конкретных судов такого рода (например, административных судов, судов но де­лам несовершеннолетних, судов по трудовым делам) пока что только обсуждается без каких-то реальных последствий.

Из приведенных конституционных положений и положений назван­ных законодательных актов можно сделать следующий вывод:

  • Правосудие должно осуществляться только су­дебными органами, уполномоченными на это. На них же возлагается выполнение иных полномочий, образующих судебную власть. Другие государственные органы или негосударственные образования — даже те, в наименовании которых присутствуют слова “суд” или “судебный” (например, третейский суд, Международный коммерческий арбитраж­ный суд, Экономический суд СНГ, Судебный департамент при Вер­ховном Суде PФ, суд чести, товарищеский суд) — не относятся к чис­лу органов судебной власти, реализующих полномо­чия судебной власти (правосудие, конституционный контроль, обеспечение испол­нения судебных и других решений и т. д.). Они не являются и не могут быть составной частью судебной сис­темы, в частности, потому, что это противоречило бы  ч. 2 ст. 4 ФКЗ от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ “О судебной системе Российской Федерации”, где сказано, что “в Россий­ской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (ус­тавные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, со­ставляющие судебную систему Российской Федерации”.

Суды федеральные и суды субъектов РФ

Суды в Российской Федерации подразделяют­ся на два вида:

  1. Конституционный Суд Российской Федерации;
  2. Верховный Суд Российской Федерации;
  3. кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
  4. арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

суды субъектов Российской Федерации;

  1. конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации,
  2. мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Вся судебная система Российской Федерации — единое целое. По этому поводу в ст. 3 Закона о судебной системе сказано следующее:

“Единство судебной системы Российской Федерации обеспечива­ется путем:

  • установления судебной системы Российской Федерации Консти­туцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конститу­ционным законом;
  • соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями ус­тановленных федеральными законами правил судопроизводства;
  • применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, обще­признанных принципов и норм международного права и международ­ных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;
  • признания обязательности исполнения на всей территории Рос­сийской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;
  • законодательного закрепления единства статуса судей;
  • финансирования федеральных судов и мировых судей из федераль­ного бюджета”.

Для обеспечения единства судебной системы принципиальное зна­чение имеет порядок создания и упразднения конкретных судов. В соответствии со ст.

17 Закона о судебной системе этот порядок пред­полагает, что создание и упразднение судов должно происходить не произвольно, по усмотрению местных или каких-то иных государствен­ных органов или должностных лиц, а путем принятия федеральных законов или законов субъектов РФ:

  • высшие судебные органы (Конституционный Суд РФ, Верхов­ный Суд РФ), созданные на основа­нии предписаний Конституции РФ, могут быть упразднены только пу­тем внесения поправок в нее;
  • другие федеральные суды создаются и упраздняются только фе­деральными законами;
  • суды субъектов РФ (конституционные (уставные) суды субъек­тов РФ и должности мировых судей) создаются и упраздняются с со­блюдением требований федеральных законов и законов соответству­ющих субъектов РФ.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-i-obschaya-charakteristika-sudebnoy-sistemi-rf-ee-struktura-sudi-federalnie-i-sudi-subektov-rf

Общая характеристика судебной системы РФ

Судебная система рф общая характеристика

⇐ Предыдущая78910111213141516Следующая ⇒

Судебная система Российской Федерации — система специализированных органов власти (судов), осуществляющих правосудие на территории Российской Федерации.

Структура судебной системы РФ:

1. Суды общей юрисдикции:

Ø Верховный Суд

Ø Верховный Суд республики, краевой (областной)

и иные приравненные к ним суды

Ø Районные суды

Ø Мировые судьи

Ø Военные суды

2. Федеральные арбитражные суды:

Ø Арбитражные суды

Ø Высший Арбитражный Суд

Ø Федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды)

Ø Арбитражные апелляционные суды

Ø Арбитражные суды субъектов Российской Федерации

3. Конституционный Суд

4. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ

. Под судебной системой понимается установленная Конституцией и принятым на ее основе федеральным конституционным законом совокупность судов разных уровней, организованных и действующих в соответствии с их компетенцией, с учетом федеративного и административно-территориального деления страны.

Все суды подразделяются на федеральные и суды субъектов Российской Федерации. Порядок образования и деятельности федеральных судов устанавливается на основе Конституции РФ федеральными конституционными законами, а судов субъектов Федерации – с учетом федерального законодательства законами субъектов РФ.

1. Федеральные суды разделяются на три подсистемы: Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды.

Конституционный Суд РФ занимает особое место в судебной системе страны, выполняет функции высшего органа судебной власти по защите основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, обеспечению верховенства и прямого действия Конституции на всей территории государства. Конституционный Суд выполняет судопроизводство самостоятельно, независимо от иных государственных структур и других подсистем судебной власти.

Суды общей юрисдикции Российской Федерации, возглавляемые Верховным Судом РФ, включают федеральные суды в субъектах рФ и военные суды.

К федеральным судам в субъектах РФ относятся: верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды.

Систему военных судов составляют окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды.

Их состав, компетенция, порядок образования, полномочия должностных лиц определяются Законом о военных судах.

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» предусматривает создание специализированных федеральных судов общей юрисдикции по рассмотрению гражданских и административных дел.

2. Суды субъектов Российской Федерации включают: конституционные (уставные) суды и мировых судей. Последние относятся к судам общей юрисдикции.

Конституционные (уставные) суды субъектов рФ могут создаваться самими субъектами Федерации для разрешения вопросов соответствия законов и нормативных правовых актов органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления конституциями (уставами) субъектов Федерации, а также для толкования соответствующих региональных конституционно-правовых норм.

Мировые судьи входят в общую систему судов РФ. Их полномочия, порядок создания и деятельности определяются Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации».

Порядок избрания и некоторые вопросы обеспечения их деятельности устанавливаются законами субъектов рФ.

В компетенцию дел мировых судей включается рассмотрение дел о менее опасных уголовных преступлениях, некоторых имущественных споров, отдельных трудовых и семейных дел, а также дел об административных правонарушениях.

30 .СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ: ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ

Судебная власть в соответствии с теорией разделения властей – одна из трех ветвей государственной власти, закрепленных в ст. 10 Конституции РФ. Функционирование судебной власти регулируется гл. 7 Конституции РФ.

Судебная власть – это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства. В соответствии с Конституцией РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Как вид власти судебную власть теоретически нельзя отождествлять с судами, судебной системой. Судебной властью надлежит считать не орган (суд) или должностное лицо, а то, что они могут и в состоянии сделать, какими для этого способностями и возможностями обладают.

Одна из важнейших функций судебной властиосуществление правосудия, т. е. производимой в процессуальном порядке правоприменительной деятельности суда по рассмотрению и разрешению гражданских, административных и уголовных дел, а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государства.

Контролирующие полномочия судебной власти реализуются в первую очередь в форме контроля за соответствием федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных актов всех уровней положениям Конституции РФ, осуществляемым Конституционным Судом РФ. Широко осуществляется нор-моконтроль и судами общей юрисдикции всех уровней.

Контролирующие функции судебной власти реализуются также в форме контроля за законностью решений местных представительных и всех исполнительных органов, в государственном управлении путем:

– рассмотрения жалоб граждан и организаций на действия и решения органов (должностных лиц), нарушения их прав и свобод, жалоб и протестов на постановления по делам об административных правонарушениях;

– проверки при рассмотрении уголовных дел качества предварительного расследования;

– рассмотрения жалоб и протестов о признании незаконными правовых актов управления;

– проверки при рассмотрении уголовных, гражданских, административных дел законности и дисциплины в деятельности органов, организаций и их должностных лиц, законности правовых актов управления, имеющих значение для разрешения дела.

Контрольная деятельность также представляет собой:

– обеспечение исполнения приговоров, иныхсудебных решений;

– разбирательство и решение дел об административных правонарушениях подведомственным судам;

– разъяснение действующего законодательства по вопросам судебной практики;

– реализацию Верховным Судом РФ права законодательной инициативы.

Контроль за законностью и обоснованностью действий и решений всех исполнительных органов и органов государственного управления, правоохранительных органов в процессе выявления и раскрытия преступлений, задержания подозреваемых в совершении преступлений, их ареста, совершения действий, связанных с ограничением права гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, а также права на неприкосновенность жилища, правомерность прекращения уголовных дел и т. д., свидетельствуют о том, что судебная власть – равновесная ветвь среди других ветвей государственной власти.

Не обязательно! Как дополнение. ПРИЗНАКИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

Судебная власть характеризуется следующими основными признаками.

1. Судебная власть – вид государственной власти. Она – одна из трех самостоятельных ветвей государственной власти.

2. Судебная власть осуществляется только специальными государственными органами – судами. Они являются ее непосредственными носителями.

Федеральный суд – орган государственной власти, который создается и упраздняется только Конституцией РФ или федеральным конституционным законом. Суды субъектов РФ создаются и упраздняются законами субъектов РФ.

Суд состоит из судей, работающих на профессиональной основе, в его состав могут входить представители народа в качестве присяжных народных и арбитражных заседателей.

3. Исключительность судебной власти. Никакие другие органы и лица, кроме суда и судей, не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

4. Единство судебной власти находит свое выражение в общих принципах организации и деятельности судов. Исчерпывающий перечень судов установлен Конституцией РФ и Законом о судебной системе. Изменение его возможно только на основе изменения этих актов. Основной закон запрещает создание и деятельность чрезвычайных судов.

5. Независимость, самостоятельность и обособленность судной власти. При выполнении своих функций суды подчиняются только Конституции РФ и закону.

Вмешательство в деятельность суда в какой бы то ни было форме в целях воспрепятствовать осуществлению правосудия влечет за собой уголовную ответственность. Судебная власть неделима, решение суда не требует дополнительного утверждения.

Суды образуют обособленную систему, организационно никому не подчиненную.

6. Судебная власть осуществляется путем судопроизводства (форма реализации судебной власти), что определено ст. 118 Конституции РФ и ст. 5 Закона о судебной системе.

В соответствии с законом (ч. 2 ст. 118 Конституции РФ) судебная власть осуществляется посредством следующих видов судопроизводства: конституционного, гражданского, административного, уголовного, арбитражного (разновидность гражданского и административного).

7. Процессуальный порядок деятельности. Этот порядок определяет только закон, изданный на основе Конституции РФ. Процессуальный порядок, регулирующий правила судебной процедуры, является важной гарантией законности деятельности судебной власти, обоснованности и справедливости судебных решений.

8. Подзаконность судебной власти – действие в пределах предоставленной компетенции в соответствии с законом либо на его основе и во исполнение закона. Судьи независимы и подчиняются только Конституции рФ и федеральному закону (ст.120 Конституции, ч. 1, 2 ст. 5 Закона о судебной системе).

Подзаконность судебной власти распространяется как на все ее проявления, так и на все органы, ее осуществляющие.

9. Обязательность постановлений судебной власти для всех без исключения государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан. Решение суда подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Федерации.

10. Народное представительство в осуществлении судебной власти. Участие граждан в осуществлении правосудия в качестве присяжных и арбитражных заседателей предусмотрено ч. 5 ст. 32 Конституции РФ.

⇐ Предыдущая78910111213141516Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-03-25; просмотров: 10233 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/5-8011.html

Судебная система РФ – общая характеристика, структура и разновидности судов

Судебная система рф общая характеристика

Функционирование судебных органов регламентируется несколькими основными аспектами. Осуществляться они могут по следующим факторам:

  1. Реализация полномочий судебной власти проводится исключительно судьями, а к процессу в законном порядке привлекаются присяжные и арбитражные заседатели. Другие лица и инстанции не имеют право осуществлять правосудие.
  2. При вынесении вердикта судья руководствуется исключительно конституционным, уголовным, административным и, конечно же, гражданским судопроизводством.
  3. Данная власть самостоятельна, поэтому функционирует вне зависимости от исполнительной и законодательной организаций.
  4. Работа судебной системы основана на Федеральном законе, прописанном в Конституции. Важно отметить, что главным аспектом реализации правосудия является единство системы.
  5. Правовая сила судебной власти обеспечивается Конституцией.
  6. Наличие и соблюдение общих аспектов судопроизводства, которые определяются законодательством.
  7. Соблюдение международных прав, конституционных норм, уставов, законов субъектов РФ.
  8. Единство положения судей имеет законные основания.
  9. Постановления обязательны к исполнению, независимо от региона и области.
  10. Обеспечение финансированием федеральных судов из государственной казны.

Данные аспекты судоустройства обеспечивают несомненное и непоколебимое единство судебной силы. Любое нарушение данных норм несет за собой уголовную ответственность.

Верховный суд

Согласно закону от 5 февраля 2014 года под номером 5-ФКЗ «О судах общей юрисдикции», Верховный Суд (ВС) не является представителем системы общей юрисдикции. К его составу относитcя элемент судебной власти из следующей квалификации:

  1. Пленум ВС.
  2. Апелляционная инстанция.
  3. Президиум ВС.
  4. Судейское сообщество.
  5. Коллегия по делам административного права.
  6. Коллегия по спорам из сферы экономики.
  7. Коллегия гражданских дел.
  8. Коллегия по правам военнослужащих.
  9. Коллегия уголовных дел.
  10. Аппарат ВС.
  11. Коллегия дисциплинарного правосудия.

Многие не знакомы с понятием слова «пленум», поэтому на этом моменте следует остановиться более подробно. Орган является одним из элементов Верховного суда, который выступает в роли всеобщего собрания.

По своей сути Пленум не может осуществлять правосудие, а только гарантирует единообразное и верное использование законов судебными органами, дает пояснения и подробные толкования правовых норм путем принятия всевозможных постановлений.

В состав Пленума входит председатель, его заместители и члены ВС. Обязательно принимает участие в заседаниях Генеральный прокурор, по приглашению Председателя ВС заседание могут посетить Министр юстиции, представители Научно-консультативного объединения, судьи различных ведомств, представители госкомитетов, министерств, научных организаций, других общественных и государственных групп.

Общей юрисдикции

Орган, который осуществляет рассмотрение уголовных, гражданских и административных дел и выносит правосудные вердикты, называется судом общей юрисдикции. Краткая классификация основных представителей:

  1. Суд автономной области.
  2. Краевые, областные, городские и военные суды.
  3. Кассационный суд.
  4. Санкт-Петербургский, Московский, Севастопольский суды.
  5. Апелляционный суд.
  6. Верховный суд республик.

К иерархии федеральных судов общей юрисдикции относят специализированные суды, при этом они не относятся к чрезвычайным, на создание которых повлияло возникновение чрезвычайной ситуации.

В Российской Федерации не существует Специализированного суда для осуществления правосудия над нарушением интеллектуальных прав, но идет его активное создание.

В дальнейшем Правительство планирует разработать концепцию функционирования ювенальных, административных, а еще миграционных судов.

Чтобы автоматизировать работу органов общей юрисдикции, применяют Государственную автоматизированную систему.

Она упрощает процесс рассмотрения дела и вынесения вердиктов, повышает эффективность функционирования системы, положительно влияет на качество деятельности судов. Данная система носит название — «Правосудие».

История её существования началась сравнительно недавно, но за несколько лет она зарекомендовала себя как эффективная и наиболее целесообразная.

Районная инстанция

Главное звено общей юрисдикции, в нем рассматривают дела по апелляционной и первой инстанции в отношении к мировым судьям. Районный суд выступает высшей инстанцией и действует на территории, принадлежавшей конкретному району. Рассматривает масштабные дела, к которым у мировых судей нет доступа.

Формируются такие организации исходя из федеральных законов в действующем судебном районе, который включает в себя административно-территориальные образования, но такая инстанция будет называться межрайонным судом. Для примера можно привести юрисдикцию Советского районного суда, расположенного в Марий Эл, его полномочия охватывают такие районные участки:

  1. Советский.
  2. Куженерский.
  3. Новоторъяльский.

В районном суде работают опытные специалисты, их основная характеристика — высокая квалификация. Численность определяется загруженностью в зависимости от количества открытых дел.

Сейчас далеко не во всех районах работают мировые судьи, поэтому РС выполняют часть их обязанностей. Это прописано в Законе о начале функционирования ГПК Российской Федерации.

В таких ситуациях постановления не могут быть обжалованы через апелляционную инстанцию, для этого предназначен кассационный суд.

Мировые судьи

До появления такого статуса дела рассматривали районные суда, что регламентировано законом под номером 137- ФЗ «О судебной системе РФ». Специалист самостоятельно рассматривает дела, которые относятся в сферу компетенции, что подтверждает Федеральный закон.

В РФ мировой судья выступает в роли представителя общей юрисдикции и является элементом единой судебной системы, действующей на территории страны. Порядок работы, обязанности и алгоритм создания должностей установлен Конституцией и другими законами, включая от 17.02.

1998 под номером 188-ФЗ.

Следует отметить, что в 2011 году в этот закон был внесен ряд изменений. Порядок выбора судей и работы определяется законами субъектов РФ. В 3 статье Закона о мировых судьях указаны аспекты, при которых судья имеет право провести рассмотрение по первой инстанции.

В этот список входит следующий перечень (кратко):

  1. Судопроизводство по уголовным статьям, срок наказания за которые не больше 3 лет принудительного лишения свободы.
  2. Раздел между бывшими мужем и женой имущества, но только в случае, когда общая стоимость иска в совокупности составляет не более 50 000 руб. Выдача приказа, имеющего судебные полномочия.
  3. Расторжение брачных отношений, если в данном деле не фигурирует спор о детях.
  4. Другие дела семейно-правового вида, исключением являются иски, связанные с оспариванием материнства, лишения прав на родительское попечительство, усыновлением и других споров, где речь идет о детях либо принятии решений по поводу признания брачного союза недействительным.
  5. Имущественные споры, если общая цена иска не более 50 000 руб., но без рассмотрения дел о наследстве или нарушении интеллектуальной собственности.
  6. Принятие решений, благодаря которым устанавливается порядок использования имущества.

Помимо вышеперечисленных дел судья может быть связан с другими. Речь идет о возникших по вновь возбужденным обстоятельствам.

Военный или трибунал

Деятельность Военного суда распространяется на Вооруженные силы, воинские образования и другие войска. Инстанция входит в единую структуру судов, главной задачей которых является правосудие. В прошлом такая инстанция называлась трибуналом.

В структуру организации входит Судебная коллегия, выступающая основным звеном, кассационный, апелляционный, окружной, гарнизонный суды.

Далеко не все знают, по какой схеме работает и какие функции выполняет военный суд, в сферу его влияния подпадают следующие характерные дела:

  1. Связанные с преступлениями военнослужащих и военнообязанных граждан. Также в эту категорию попадают офицеры, сержанты, мичманы, матросы ФСБ.
  2. Иногда рассматриваются дела, связанные с другими органами госвласти, у которых предусмотрена военная служба.

Структура ВС позволяет решать различные споры гражданской разновидности, возникшие между Министерством обороны или любым другим органом федерального значения и военнослужащими.

В некоторых случаях военные, которые в прошлом несли службу, обращаются в инстанцию для обжалования действий со стороны военного управления, возникших во время прохождения воинской службы.

В эту категорию также относятся нарушения военнослужащих административных статей, согласно действующему КоАП.

Арбитражный апелляционный

Арбитражный суд относится к числу федеральных, он предназначен для решения экономических споров, которые возникли между юридическими лицами. Апелляционный суд арбитражного типа выполняет следующий перечень задач:

  1. Проверка законности и правильности изложения апелляционных актов, которые не вступили в силу по делам в первой инстанции, при повторном рассмотрении дела.
  2. Пересматривается обстоятельства, вновь открывшиеся, или судебные акты, получившие законную силу.
  3. Обращение в Конституционный орган с целью проведения проверки конституционности закона, который планируется применить в будущем в процессе рассмотрения дела в апелляционной инстанции.
  4. Проведение изучения и обобщения судебной практики.
  5. Проведение модернизации существующих законов и действующих нормативных актов.
  6. Краткий анализ статистических данных, например, интенсивность возрастания преступлений, их характер и т. д. , что является основой для производства различных улучшений.

В состав президиума входят председатель арбитражного суда, который его возглавляет, заместитель, судьи. Важно отметить, что один судья может неоднократно быть членом президиума, к их общим функциям относятся следующие черты:

  • регуляция вопросов, связанных с системой функционирования;
  • составление и рассмотрение основных проблем судебной практики;
  • утверждение новых членов коллегии и председателей;
  • проведение модернизации действующей системы, которая может положительно повлиять на работу арбитражного суда.

Президиум может созвать при необходимости председатель. Если на собрании присутствует большинство членов президиума, тогда он способен решать любые вопросы, вносить изменения, делать предложения, направленные на улучшение работы арбитража.

Любые постановления ставятся на открытое ание, решение принимается, когда большинство проало «За». После чего председатель подписывает соответствующий документ, подтверждающий проведение ания, и решение вступает в силу.

Важным моментом является то, что ни один член президиума не может воздержаться или отказаться от ания.

Судебная власть в Российской Федерации отличается сложной структурой и большим количеством организаций, каждая из которых имеет соответствующую сферу влияния и отрасль функционирования.

Чтобы лучше понять принцип, можно найти схемы или таблицы. Главной задачей любого суда является правосудие.

Нередко суды различного типа пересекаются и вступают во взаимосвязанные отношения, что быть подтверждением единства судебной системы.

Источник: https://nauka.club/obshchestvoznanie/sudebnaya-sistema-rf.html

Судебная система РФ. Общая характеристика судебной системы Российской Федерации

Судебная система рф общая характеристика

Под судебной системой принято понимать совокупность судов, построенную в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями.

Основным документом, определяющим в общих чертах суть российской судебной системы, является Конституция РФ, в ст. 118 которой, в частности, сказано: «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом… Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается».

Важное значение имеют положения ст. 125—127 Конституции РФ, так как они четко определяют место, занимаемое высшими судами в судебной системе в целом, а также место тех судов, которые подчинены им.

В ст. 125 Конституции РФ определен статус Конституционного Суда РФ и сформулированы его задачи и цели как судебного органа, призванного контролировать конституционность законов и иных правовых актов.

Конституционному Суду РФ отведена особая роль. Ему напрямую не подчиняются никакие суды, в том числе конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

Но его решения могут иметь существенное значение для всех судов страны и тем самым влиять на судебную практику в целом.

Что касается Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, о которых говорится в ст. 126 и 127 Конституции РФ, то им определено несколько иное место. Каждый из них имеет свою подсистему судов, за деятельностью которых осуществляет судебный надзор и дает им разъяснения по вопросам судебной практики.

Структура судебной системы определяется предписаниями ряда федеральных, в том числе конституционных, законов: от 31 декабря 1996 г.

№ 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», от 23 июня 1999 г.

№ 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации».

Из конституционных положений и положений названных законов можно сделать три основных вывода.

  • 1. Правосудие могут вершить только суды, наделенные соответствующими полномочиями. Они же могут осуществлять и другие образующие судебную власть полномочия. К их числу относятся:
    • — конституционный контроль;
    • — контроль за законностью и обоснованностью решений и действий органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц;
    • — обеспечение надлежащего исполнения приговоров и иных судебных решений;
    • — дача разъяснений по вопросам судебной практики;
    • — участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судейского сообщества.

Эти полномочия могут осуществлять только те суды, которые входят в состав судебной системы РФ.

Другие государственные органы или негосударственные образования, даже те, в наименовании которых присутствуют слова «суд» или «судебный» (например, третейский суд, Международный коммерческий арбитражный суд, Экономический суд СНГ, Судебный департамент, суд чести, товарищеский суд), нс относятся к числу органов судебной власти, осуществляющих правосудие или иные полномочия из числа названных.

  • 2. Суды в Российской Федерации подразделяются на два вида: суды федеральные и суды субъектов РФ.
  • 3. Совокупность федеральных судов группируется в три подсистемы (блока): суды общей юрисдикции (гражданские и военные), арбитражные суды, а также Конституционный Суд РФ.

Среди федеральных судов особая роль отведена Конституционному Суду РФ, состоящему из 19 судей. На него возложено одно из основных полномочий судебной власти — конституционный контроль.

Суть такого контроля заключается в обеспечении соответствия предписаниям Конституции РФ (конституционности) федеральных законов и ряда других правовых актов, а также в официальном толковании предписаний Конституции РФ и даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Пределы полномочий этого Суда четко ограничены п. 2—7 ст. 125 Конституции РФ и ст. 3 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Признание им какого-то закона полностью или частично противоречащим Конституции РФ означает, что этот закон или его соответствующая часть утратили юридическую силу и не могут применяться.

Постановления Конституционного Суда РФ такого рода обязательны на всей территории РФ для всех государственных или негосударственных учреждений и организаций, должностных лиц и граждан.

Порядок создания и упразднения судов, входящих в судебную систему, следующий:

  • — высшие судебные органы (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ), созданные на основании предписаний Конституции РФ, могут быть упразднены только путем внесения поправок в нее;
  • – все другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральными законами;
  • – суды субъектов РФ (конституционные (уставные) суды субъектов РФ и должности мировых судей) создаются и упраздняются с соблюдением требований федеральных законов и законов соответствующих субъектов РФ.

Важно знать также порядок наделения полномочиями судей.

Назначение на должности судей высших судов (Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ) производится решением Совета Федерации по представлению Президента РФ.

Перед принятием решения в Совете Федерации представленные Президентом РФ кандидаты обсуждаются сначала в комитетах, а затем на пленарном заседании. Решение принимается большинством от общего числа членов Совета Федерации.

Что касается судей, председателей или их заместителей остальных федеральных судов, то решение об их назначении должно приниматься непосредственно Президентом РФ после того, как кандидаты пройдут установленную Законом РФ от 26 июня 1992 г.

№ 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» и Федеральным законом от 14 марта 2002 г. № ЗО-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», а также другими правовыми актами проверку в органах судейского сообщества, в вышестоящих судах, а затем в аппарате Администрации Президента РФ.

Решение о назначении судьей, председателем суда или его заместителем оформляется указом Президента РФ.

Завершают процесс наделения кандидата полномочиями федерального судьи принесение установленной законом присяги и вручение подписанного Президентом РФ служебного удостоверения.

Приведенный порядок наделения полномочиями судей не распространяется на случаи наделения полномочиями судей судов субъектов РФ. Например, в соответствии со ст.

6 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» эти судьи «назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации».

Источник: https://studme.org/101119/pravo/sudebnaya_sistema_obschaya_harakteristika_sudebnoy_sistemy_rossiyskoy_federatsii

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.