Судебная власть и судебная система российской федерации

Судебная система Российской Федерации. Суд как орган судебной власти

Судебная власть и судебная система российской федерации

Характеристика судебной власти была бы неполной без рассмотрения судебной системы. Судебная система устанавливается Конституцией (гл. 7) и Федеральным конституционным законом о судебной системе РФ. Судебная система включает в себя Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ, Верховный Суд РФ, суды общей юрисдикции (в том числе военные суды), арбитражные суды.

Конституционный Суд РФ согласно ст. 125 Конституции решает вопросы о соответствии законов, нормативных актов центральных и местных органов Конституции, разрешает споры о компетенции между органами государственной власти различных уровней, дает толкование Конституции.

Верховный Суд РФ входит в судебную систему России и является высшим федеральным судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам. Верховный Суд РФ осуществляет судебный надзор за деятельностью этих судов и разъясняет проблемные и спорные вопросы, которые возникают в ходе судебной деятельности.

К судам общей юрисдикции относятся: верховные суды республик в составе Российской Федерации; краевые и областные суды; городские суды Москвы и Санкт-Петербурга; суды автономной области и автономных округов; районные суды.

Они рассматривают гражданские, уголовные и административные дела, вынося правосудные решения по существу дела (т.е. выступают как суды первой инстанции).

Эти же суды могут пересматривать не вступившие и вступившие в законную силу судебные решения, вынесенные судами первой инстанции, выступая тем самым в качестве суда кассационной, апелляционной инстанции или же в качестве суда надзорной инстанции соответственно.

К судам общей юрисдикции относятся и мировые судьи, военные суды.

Последние создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба.

К ним относятся военные суды округов (флотов) и военные суды гарнизонов. Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Для рассмотрения административных дел, дел о правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, могут создаваться так называемые специализированные суды.

Арбитражные суды. Федеральные арбитражные суды арбитражных округов (арбитражные кассационные суды); арбитражные апелляционные суды; арбитражные суды субъектов РФ (республик, краев, областей). Основу деятельности арбитражных судов составляет рассмотрение и разрешение хозяйственных споров между организациями и предприятиями, осуществляющими финансовую и иную экономическую деятельность.

Помимо общих арбитражных судов существуют специализированные арбитражные суды. К ним относятся суды по интеллектуальным правам.

Все суды принято группировать по звеньям. Звеном судебной системы называются суды, наделенные однородными полномочиями и имеющие единую структуру.

Суды общей юрисдикции состоят из четырех звеньев:

  • 1) мировые судьи;
  • 2) районные суды;
  • 3) краевые (областные) и приравненные к ним суды;
  • 4) Верховный Суд РФ.

Суды второго звена (районные), несмотря на введение института мировых судей, по-прежнему рассматривают большинство дел.

Суды второго, третьего и четвертого звеньев полномочны проверять решения нижестоящих судов, поэтому их именуют вышестоящими. Суд первого звена нс может быть вышестоящим.

Военные суды имеют трехзвенную систему:

  • 1) военные суды гарнизонов;
  • 2) военные суды округов (флотов);
  • 3) Верховный Суд РФ (в его составе действует Судебная коллегия по делам военнослужащих).

Система арбитражных судов тоже состоит из четырех звеньев:

  • 1) арбитражные суды республик, краев, областей и других субъектов РФ;
  • 2) арбитражные апелляционные суды;
  • 3) федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);
  • 4) Верховный Суд РФ.

Кроме разделения судов по звеньям возможна их группировка по инстанциям.

Инстанция (от лат. instantia — непосредственная близость) — звено в системе подчиненных и функционально взаимосвязанных государственных органов.

Суд первой инстанции — это суд, который уполномочен принимать решения по существу основных вопросов дела, например, для уголовного дела — вопросы о виновности или невиновности лица и о применении или неприменении к нему наказания; для гражданского — о доказанности или недоказанности иска и правовых последствиях иска.

В качестве суда первой инстанции может выступать любой суд, но суды первого звена могут быть судами только первой инстанции.

Суд апелляционной инстанции проверяет законность, обоснованность и справедливость приговоров и других судебных решений, нс вступивших в законную силу.

Суд кассационной инстанции проверяет законность, обоснованность и справедливость вступивших в законную силу приговоров и других судебных решений судов первой и второй инстанций, вступивших в законную силу.

Суд надзорной инстанции рассматривает вступившие в законную силу приговоры и другие судебные решения судов первой, второй и третьей инстанций лишь в исключительных случаях фундаментальных нарушений единства судебной практики. Это право принадлежит только Президиуму Верховного Суда РФ.

Суд как орган судебной власти обладает рядом признаков. Перечислим их.

  • 1. Суд — это государственный орган. Конституция указывает следующие органы, которым принадлежит судебная власть: Конституционный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды. Перечисленные суды называются федеральными. Федеральный конституционный закон о судебной системе РФ говорит также о судах субъектов РФ: конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи.
  • 2. Особый порядок формирования судов. Этот порядок значительно отличается от формирования органов других ветвей власти. Комплектование судов кадрами осуществляется путем строгого отбора. Требования, предъявляемые к кандидату, должны соответствовать не только объективным характеристикам, таким, например, как возраст, гражданство, но и множеству субъективных (образование, морально-деловые качества, отсутствие судимости). Причем сам диплом о высшем юридическом образовании еще не дает право работать судьей. Для этого необходимо сдать квалификационный экзамен и получить согласие на занятие судейской должности от соответствующей квалификационной коллегии судей.
  • 3. Особый порядок обеспечения независимости суда. Этот порядок предусматривает установление ответственности за давление на суд вплоть до уголовной; создание специализированных органов для обеспечения нормальной работы суда, например, службы судебных приставов; защиту жизни, здоровья и имущества; высокое материальное и социальное обеспечение.
  • 4. Особая процедура реализации своих полномочий с целью обеспечить законное и обоснованное решение правовых вопросов, входящих в компетенцию суда. Процедура реализации судом своих полномочий облекается в конкретную процессуальную форму, называемую судопроизводством. Как уже отмечалось, существует конституционное, гражданское, уголовное, арбитражное, административное судопроизводство. Каждое судопроизводство регламентируется своим процессуальным кодексом: УПК, ГПК, КоАП, АПК. Конституционное судопроизводство осуществляется в соответствии с требованиями Федерального конституционного закона о Конституционном Суде РФ.
  • 5. Осуществление полномочий в пределах компетенции, определенной законом, т.е. юрисдикцией. Юрисдикция суда может распространяться: а) на административно-территориальные образования (район, город, область); б) структурные образования вооруженных сил (военный округ, флот, гарнизон); в) судебный округ. Этот округ может совпадать, а может и нс совпадать с территориальными образованиями. Он может объединять несколько административно-территориальных единиц. Юрисдикция по судебным округам присуща арбитражным судам. Есть 10 арбитражных округов, объединяющих несколько субъектов; г) судебный участок. На территории судебного участка осуществляют свою деятельность мировые судьи. Один судебный участок создается на 15—23 тыс. жителей.
  • 6. Осуществление судебной власти в определенном судебном составе. Закон устанавливает, в каком составе должно быть рассмотрено то или иное дело — единолично либо коллегиально. Отступление от требований закона — серьезное процессуальное нарушение, влекущее за собой ничтожность всех принятых судом решений.

Источник: https://studme.org/256723/pravo/sudebnaya_sistema_rossiyskoy_federatsii_organ_sudebnoy_vlasti

5.20 Правоохранительные органы. Судебная система

Судебная власть и судебная система российской федерации

Правоохранительные органы – органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, обладающие соответствующей компетенцией и необходимыми для этого материальными ресурсами.

Правоохранительная деятельность – деятельность, осуществляемая специально уполномоченными органами с целью охраны и защиты права путем применения юридических мер воздействия.

Функции правоохранительных органов:

  • конституционный контроль;
  • осуществление правосудия;
  • прокурорский надзор;
  • расследование правонарушений;
  • обеспечение безопасности;
  • исполнение судебных решений;
  • оперативно-розыскная деятельность;
  • охрана общественного порядка;
  • оказание юридической помощи;
  • профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений. 1

Виды правоохранительных органов

  • Суд – осуществляет правосудие, ведает разрешением гражданских, трудовых или иных споров, рассматривает уголовные дела.
  • Прокуратура – осуществляет надзор за соблюдением законов, возбуждает уголовные дела, поддерживает обвинения в суде и представляет государственные интересы в судебном процессе.
  • Органы внутренних дел (милиция, пожарная служба, Государственная инспекция безопасности дорожного движения и др.) – занимаются вопросами законности и правопорядка.
  • Органы государственной безопасности – осуществляют обеспечение безопасности: контрразведы­вательная деятельность, борьба с преступностью и террористической деятельностью, разведывательная деятельность, пограничная деятельность, обеспечение информационной безопасности.
  • Органы таможни – ведают контролем над ввозом и вывозом товаров, взиманием пошлин и сборов.
  • Органы налоговой полиции – осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства.
  • Нотариат – осуществляет удостоверение всевозможных сделок (договоров), оформление наследственных прав, заверение копий документов, принимает на хранение документы и др.
  • Адвокатура – оказание юридической помощи гражданам и организациям. 2

Судебная защита – один из важнейших государственных способов защиты прав, свобод и законных интересов субъектов права (физических и юридических лиц), осуществляемый в форме правосудия и гарантированный государством.

 Правосудие – деятельность, проводимая судом в специальной процессуальной форме путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях уголовных и гражданских дел и применения согласно нормам закона мер государственного принуждения к правонарушителям либо оправдания невиновных.

Судебная власть в Российской Федерации – вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Принципы деятельности органов судебной власти:

  • осуществление правосудия только судом;
  • законность, равенство всех перед законом и судом;
  • независимость судей;
  • состязательность и равноправие сторон;
  • недопустимость действия обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность либо отменяющего или умаляющего права и свободы человека и гражданина;
  • презумпция невиновности;
  • истолкование сомнений в пользу обвиняемого;
  • освобождение обвиняемого от бремени доказательства своей вины;
  • гласность.

Судебная система Российской Федерации представляет собой упорядоченное построение судов, осуществляющих судебную власть путем отправления правосудия, в соответствии с их компетенцией, имеющих общие задачи, цели, организованных и действующих на единых демократических принципах. В Российской Федерации судебная система построена на основе Конституции и Закона о судебной системе. В судебную систему страны входят как федеральные суды, так и суды субъектов РФ.

К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды; военные и специализированные суды; федеральные арбитражные суды.

Конституционный Суд является органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства; проверяет соответствие Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, конституций и нормативных актов субъектов РФ и др.

; разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти и субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан; дает толкование Конституции; выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Основные принципы деятельности Конституционного Суда – независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.

Правом обращения в Конституционный Суд обладают все граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства и юридические лица, которые утверждают, что их основные и законные интересы нарушены или не защищены вступившим в законную силу окончательным решением суда или иного государственного органа, а также должностного лица, действующего на территории России.

Верховный суд РФ является высшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции и осуществляет судопроизводство в пределах полномочий РФ; дает разъяснения по вопросам судебной практики, обладает правом законодательной инициативы, вправе пересмотреть в установленном порядке судебные акты любого нижестоящего суда общей юрисдикции по любому делу. Судебные акты Верховного Суда обжалованию и опротестованию не подлежат.

Суды общей юрисдикции. Данная система возглавляется Верховным Судом РФ и подразделяется на общие (гражданские) суды и военные суды. Среднее звено представляют Верховные суды республик в составе федерального значения, краевые суды, областные суды, суды городов федерального значения и т. д. Низшее звено представлено районными судами.

Высшее звено военных судов представлено Военной коллегией Верховного Суда РФ. Суды общей юрисдикции рассматривают уголовные, гражданские и административные дела в качестве судов первой и апелляционной инстанции. Верховный Суд РФ и суды среднего звена выполняют функции кассационной и надзорной инстанций.

Мировой суд представляет собой низшее звено судебной системы, рассматривающее в упрощенной процедуре незначительные гражданские, административные и уголовные дела. Особенностью мировых судов является то, что они относятся к числу возглавляемых Верховным Судом судов общей юрисдикции, входят в их подсистему, но при этом не являются федеральными.

Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков. 3

Источник: https://oege.nnewer.ru/ege/pravo/520_pravookhranitelnye_organy_sudebnaya_sistema.html

Глава 7. Судебная власть | Конституция Российской Федерации

Судебная власть и судебная система российской федерации

Открытость, доступность, предсказуемость правосудия

Статья 118

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

2.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Статья 119

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

Статья 120

1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

2.

Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

Статья 121

1. Судьи несменяемы.

2.

Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

Статья 122

1. Судьи неприкосновенны.

2.

Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

Статья 123

1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

2.

Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.

3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Статья 124

Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

Статья 125

1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.

2.

Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

4. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.

7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Статья 126

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Статья 127

Исключена поправкой к Конституции Российской Федерации (Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации “О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации”).

Статья 128

1. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

2.

Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

3. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.

Статья 129

1. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

2.

Генеральный прокурор Российской Федерации и заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектами Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

4. Иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

5. Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.

Алфавитно-предметный указатель
А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Ц  Ч  Я

Конституция | Оптичeская копия | Гocударственные симвoлы | Пoстановления КС | Пoстановление ВC

Источник: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-9.htm

Судебная власть и правосудие в Российской Федерации

Судебная власть и судебная система российской федерации

Судебная власть это совокупность предоставленных специальным органам государства – судам полномочий по разрешению отнесённых к их компетенции вопросов, возникающих при применении права и реализации этих полномочий путём конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, дающих гарантию законности и справедливости принимаемых судебных решений.

Другое понимание термина «судебная власть» как суда или системы судов так же правомерно, но употребляется обычно для обозначения места судов среди других государственных органов при характеристике устройства судебной системы и её функционирования.

Судебная власть – разновидность государственной власти, её органы пользуются самостоятельностью, а судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчётны.

Судебная власть обладает следующими основными признаками:

Во-первых, это вид государственной власти, она осуществляется государственными органами, выражает государственную волю, её составляют государственно-властные полномочия;

Во-вторых, принадлежит только судам и осуществлять её могут только суды;

В-третьих, эта власть при выполнении своих функций независима;

В-четвертых, судебная власть самостоятельна. Свои функции суд не делит ни с какими другими органами, а решения суда не требуют чьих-либо санкций или утверждений;

В-пятых, её характеризует обособленность;

В-шестых, ей присущпроцессуальный порядок деятельности. Закон устанавливает процессуальную форму как судебных действий, так и судебных решений;

В-седдьмых,полномочия судебной власти осуществляются путём судопроизводства.

В настоящее время существует несколько вариантов процедур осуществления судебной власти, которые принято называть видами судопроизводства: конституционное судопроизводство, гражданское судопроизводство, административное судопроизводство, уголовное судопроизводство. Каждому из этих видов соответствует свой комплекс установленных законом процессуальных правил, закреплённых в кодексах и законах.

Основное, главное содержание судебной власти составляет осуществление правосудия. Правосудиеэто осуществляемая в процессуальном порядке деятельность судов по рассмотрению в судебных заседаниях гражданских, административных и уголовных дел, их законному, обоснованному и справедливому разрешению при неуклонном соблюдении Конституции и законодательства Российской Федерации.

Демократические принципы правосудияэто общие руководящие, исходные положения, определяющие наиболее существенные стороны данного вида государственной деятельности. Все принципы находятся между собой в органической связи и взаимной обусловленности, то есть составляют систему принципов правосудия.

В неё входят: законность, осуществление правосудия только судом, независимость судей и подчинение их только закону, несменяемость и неприкосновенность судей; осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом; обеспечение права граждан на судебную защиту; обеспечение законности, компетентности и беспристрастности суда; презумпция невиновности; обеспечение обвиняемому или подозреваемому права на защиту; состязательность и равноправие сторон; гласность судебного разбирательства; национальный язык судопроизводства; участие граждан в отправлении правосудия; охрана чести и достоинства личности; непосредственность и устность судебного разбирательства.

Правовое положение судей, их права и обязанности, порядок назначения и смещения регулируются Конституцией РФ и Законом РФ от «О статусе судей в Российской Федерации».

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» закрепляет единство судебной системы, которое обеспечивается путём:

Во-первых, установления судебной системы РФ Конституцией РФ и федеральным конституционным законом;

Во-вторых, соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

В-третьих, применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций и других законов субъектов РФ;

В-четвертых, признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

В-пятых, законодательного закрепления единства статуса судей;

В-шестых, финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

В настоящее время судебная система Российской Федерации имеет следующее строение:

Во-первых, конституционная юстиция,включающая: Конституционный Суд РФ; конституционные и уставные суды в субъектах РФ, которые, однако, не составляют единой системы с федеральным Конституционным Судом;

Во-вторых, суды общей юрисдикции, арбитражные суды и мировые судьи;

В Конституции РФ установлен строгий запрет на создание в России чрезвычайных судов.

Источник: https://studopedia.ru/10_49442_sudebnaya-vlast-i-pravosudie-v-rossiyskoy-federatsii.html

Организация системы правосудия

Судебная власть и судебная система российской федерации

Правосудие представляет собой вид государственной деятельности, направленной на разрешение споров о праве, то есть решение различных социальных конфликтов, связанных с нарушением или предполагаемым нарушением норм права.

Оно осуществляется специальными государственными органами – судами, от имени государства, путем рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных, административных и иных дел. Видом государственной власти, обладающей полномочиями на осуществление правосудия, является судебная власть.

Правовой основой осуществления правосудия в РФ является Конституция РФ (гл. 7), а также Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ “О судебной системе Российской Федерации”.

Судебная система представляет собой упорядоченное построение судов с их компетенцией, определенными целями и задачами.

Судебная система РФ включает в себя федеральные суды и суды субъектов РФ (рис. 2.1).

К федеральным судам относятся:

К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды и мировые судьи.

Совокупность судов, наделенных однородными полномочиями, составляет звено судебной системы.

Конституционный Суд РФ является однозвенным и функционирует в масштабе всей Российской Федерации.

Суды общей юрисдикции состоят из трех звеньев: основное звено – районные суды; среднее звено – суды субъектов РФ; высшее звено – Верховный Суд РФ.

Аналогичным образом подразделяются специализированные (арбитражные и военные) суды: основное звено, соответственно, – суды армий, соединений и гарнизонов, а также и арбитражные суды субъектов РФ; среднее звено – суды военных округов и флотов, а также арбитражные апелляционные суды и федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды); высшее звено – Коллегия по делам военнослужащих и Коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ.

Подсудность – это определяемое признаками юридического дела свойство, в зависимости от которого дело рассматривается тем или иным судом.

Например, умышленное убийство без отягчающих обстоятельств, квалифицируемое по ч. 1 ст.

105 УК РФ, подлежит рассмотрению районным (городским) судом; в то же время умышленное убийство, совершенное при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 105 УК РФ), рассматривается судом субъекта РФ.

Инстанция – это судебный орган (суд), управомоченный на выполнение определенных функций по осуществлению правосудия, то есть принятию решений по существу дела и проверке законности и обоснованности этих решений.

Выделяют суды первой, второй (кассационной) и надзорной инстанций.

Суд первой инстанции уполномочен принимать решение по существу тех вопросов, которые являются основными для данного дела. По уголовным делам это вопросы о признании (непризнании) подсудимого виновным и о применении (неприменении) к нему уголовного наказания.

По гражданским делам это разрешение вопроса о доказанности (недоказанности) гражданского иска и принятие в этой связи судебного решения об его удовлетворении (или отказе). В зависимости от подсудности судом первой инстанции может быть любое звено судебной системы.

Суд второй (кассационной) инстанции проверяет законность и обоснованность вынесенного судом первой инстанции приговора (решения), не вступившего в законную силу. В качестве суда кассационной инстанции для судов общей юрисдикции может выступать только вышестоящий суд по отношению к суду, вынесшему обжалуемый приговор (решение).

Суд надзорной инстанции проверяет законность и обоснованность приговоров и иных судебных решений, вступивших в законную силу, в порядке апелляции. Полномочиями судов надзорной инстанции обладают только суды среднего и высшего звена.

Для выражения интересов судей как носителей судебной власти в установленном законом порядке формируются органы судейского сообщества. Высшим органом судейского сообщества в России является Всероссийский съезд судей, который формирует Совет судей РФ и Высшую квалификационную коллегию судей РФ.

Обеспечение деятельности судов и органов судейского сообщества осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде РФ и входящими в его систему органами. Руководитель Судебного департамента при ВС РФ назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного Суда РФ с согласия Совета судей РФ.

Организация конституционного судопроизводства в Российской Федерации

Конституционное судопроизводство в России осуществляется Конституционным Судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов РФ. Важнейшая функция этих судов – конституционный контроль, то есть судебная деятельность по установлению конституционности (соответствия Конституции РФ, конституциям (уставам) субъектов РФ) правовых актов.

Конституционный Суд РФ (КС РФ) состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Правовой основой деятельности КС РФ является Конституция РФ, а также Федеральный конституционный закон “О Конституционном Суде Российской Федерации” от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ (ред. от 04.06.2014 г.).

К полномочиям Конституционного Суда РФ относятся следующие вопросы.

  • Разрешение дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, а также нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций и иных нормативных актов субъектов РФ, договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, не вступивших в законную силу международных договоров РФ.
  • Разрешение споров о компетенции между федеральными органами государственной власти, между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, между высшими государственными органами субъектов РФ.
  • Проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан, а также по запросам судов. При этом нормативные акты и их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают свою силу, а не соответствующие Конституции международные договоры не подлежат введению в действие и применению на территории РФ.
  • Толкование Конституции РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ и органов законодательной власти субъектов РФ, носящее официальный и обязательный характер.
  • Дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ.
  • Проверка на соответствие Конституции РФ вопросов, выносимых на общероссийский референдум.
  • Законодательная инициатива по вопросам своего ведения. Конституционный Суд РФ рассматривает и разрешает большинство дел в заседаниях с проведением слушаний, а в случаях, когда вопрос о конституционности нормативного правового акта может быть разрешен на основании содержащихся в ранее принятых постановлениях КС РФ правовых позиций и проведение слушания не является необходимым для обеспечения прав заявителя – гражданина или объединения граждан, – также без проведения слушаний.

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ могут создаваться в субъектах Российской Федерации в качестве высшего органа судебной власти по защите конституционного строя субъекта РФ.

Например, в Санкт-Петербурге таким органом является Уставный суд Санкт-Петербурга, правовой основой деятельности которого является Закон Санкт-Петербурга “Об Уставном суде Санкт-Петербурга” от 05.06.

2000 г. № 241-21.

Организация судов общей юрисдикции и специализированных судов в Российской Федерации

Система судов общей юрисдикции в России является трехзвенной и состоит из основного, среднего и высшего звена. Ее составной частью являются также военные, арбитражные и иные специализированные суды.

В системе судов общей юрисдикции основным звеном является районный суд. Помимо уголовных и гражданских дел, отнесенных по закону к компетенции данного суда, он рассматривает также материалы о подведомственных ему административных правонарушениях (жалобы относительно законности и обоснованности ареста, о продлении срока содержания под стражей и др.).

В состав районного суда входят председатель и федеральные судьи. В ряде случаев в штаты суда могут быть введены должности заместителя председателя суда, судьи по исполнительному или административному производству. Судьи судов основного звена назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ с учетом мнения представительного (законодательного) органа субъекта РФ.

Суды субъектов РФ являются в системе судов общей юрисдикции судами среднего звена. Они имеют следующую типовую структуру.

  • Президиум суда, состоящий из председателя, заместителей председателя и членов суда в составе, утвержденном Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ. Президиум суда субъекта РФ выступает надзорной инстанцией для решений районных судов, а также кассационной инстанцией для решений собственных судебных коллегий, действующих в качестве суда первой инстанции. Президиум суда среднего звена разрешает также вопросы о пересмотре дел по вновь открывшимся обстоятельствам и осуществляет определенные организационные функции (утверждает составы судебных коллегий, заслушивает их отчеты и т. д.).
  • Судебные коллегии по уголовным, гражданским и административным делам возглавляются председателями, являющимися одновременно заместителями председателя суда. В качестве суда первой инстанции они рассматривают уголовные и гражданские дела, отнесенные законом к их компетенции, либо принятые к своему производству. Судебные коллегии по уголовным делам рассматривают дела о наиболее опасных преступлениях (умышленные убийства при отягчающих обстоятельствах, бандитизм, терроризм и др.). В отношении гражданских и административных дел суды среднего звена с согласия сторон вправе изъять любое дело из подведомственного им суда основного звена и рассмотреть его по первой инстанции. Судебные коллегии по уголовным, гражданским и административным делам проверяют также законность и обоснованность решений районных судов, не вступивших в законную силу, действуя, таким образом, в качестве суда кассационной инстанции. В установленных законом случаях судебные коллегии рассматривают поступившие из президиума суда дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

Верховный Суд РФ (ВС РФ) после реформы, с 6 августа 2014 г., является единственным высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, атакже по экономическим спорам.

В его состав вошли 170 судей, отобранных на конкурсной основе из прежнего состава Верховного Суда РФ и ликвидированного Высшего арбитражного суда РФ (ВАС РФ); при этом досрочно своих постов лишились 38 из 99 судей ВС РФ и 29 из 45 судей ВАС РФ.

Инициаторы реформы ВС РФ стремились обеспечить единство подходов российских судов как в отношении граждан, так и в отношении юридических лиц.

До реформы подходы судов общей юрисдикции и арбитражных судов нередко различались, причем как в материально-правовом, так и в процессуальном отношении.

Постановления ВАС РФ, как правило, содержали оговорку о возможности пересмотра на основе вновь созданных правовых позиций ранее принятых судебных актов по делам со сходными фактическими обстоятельствами и (или) судебных актов, принятых на основании норм права, толкование которых расходилось с толкованием, содержащимся в постановлении Пленума либо Президиума ВАС РФ. ВС РФ подобные оговорки в акты не включал, несмотря на то что эти документы имеют сходное правовое значение для судов общей юрисдикции (п. 5 ч. 4 ст. 392 ГПК РФ).

Источник: https://be5.biz/pravo/p003/2-4.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.